Новый 2014

Заброшенный Петровский док в Кронштадте

Когда стоишь здесь, около ржавой металлической конструкции, нависающей над глубоким, заросшим деревьями и кустарниками каналом, даже не думаешь о том, насколько уникальное сооружение перед тобой. Пожалуй, только выложенные кирпичом и камнем с особой аккуратностью стенки канала наводят на мысли, что это не просто какой-то заброшенный канал.
На самом деле, это действительно уникальное сооружение - первый в России сухой док, который строили очень долго - с 1719 по 1752 г.г. по Указу Петра Великого.
Это было в полном смысле слова прорывное сооружение того времени, как по масштабам, так и по инженерной мысли.
Петровский док предназначался для ремонта подводной части кораблей и судов, имел длину 300 м, ширину - 20 м, глубина - 12 м, и мог одновременно принять для ремонта 4-5 (!!!) больших кораблей

Петровский док


2. С развитием Петербурга, который превращался в мощный западный морской форпост России, в начале XVIII в. остро встал вопрос строительства доков для быстрого ремонта самых разных кораблей, в первую очередь военных.
8 мая 1719 года Петр I издает Указ, в соответствии с которым в Кронштадте начинают строить ультрасовременный по тем временам док.
По проекту Петра, нужно было построить док и глубокий бассейн. Идея заключалась в том, что док должен был осушаться быстро путём слива воды из дока в бассейн, вырытый ниже уровня дна дока. Из бассейна вода, не спеша, откачивалась бы насосом с ветряным двигателем. Быстрая откачка воды была самым важным фактором, т.к. при поездках в Европу, Пётр, изучая устройство голландских и английских доков, главным недостатком отмечал длительную откачку воды (более месяца).
Для строительства доков привезли солдат из Выборга, Пярны и Москвы. Чтобы местные мужики не отлынивали от тяжких работ, — их распределяли по батальонам. За первый год планировалось прорыть канал в 180 саженей длины, 15 саженей ширины и 2 саженей глубины. На работах было занято около 3000 человек.
Но людей и материалов не хватало, и время строительства затянулось. Тогда к Петру обратился комиссар Пётр Крекшин с просьбой доверить ему прорыть канал. Он предлагал ещё более расширить канал до 16 саженей и углубить до 4,5 саженей. Срок сдачи канала был май 1721 года. Интересно, что в случае срыва работ Крекшин отвечал не только всеми затраченными деньгами и своим движимым и недвижимым имуществом, но своей жизнью актуально было бы для нашего времени.
Петровский док

3. После смерти Петра возведение сооружения шло медленно. Но с воцарением Елизаветы Петровны увеличилось поступление средств и работы активизировались. Официальное открытие Док-канала произошло 27 июля 1752 года в присутствии Елизаветы Петровны, которая сама привела в действие шлюзовые механизмы и пустила воду в канал. Мероприятие сопровождалось залпом 1331 орудия. Генерал-майор И. фон Люберас, который руководил на тот момент строительством, был награжден орденом Св. Андрея Первозванного.
Петровский док

4. Огромные металлические ворота дока.
Док-канал мог принимать 4-5 больших кораблей. Сооружение по тем временам было прорывным - удалось реализовать основную цель проекта Петра – добиться быстрой откачки воды из дока. В те времена в Европе на выкачивание воды в доках уходили недели или даже более месяца. А из Кронштадтского дока вода уходила сама и всего за один день. Это позволяло быстро ремонтировать корабли. Док осушался путем слива воды в бассейн, вырытый ниже уровня дна дока. Оттуда вода уже откачивалась специальными машинами: сначала насосом с ветряным двигателем, позже использовалась паровая тяга.
По мере откачки воды корабли опускались на свои «доковые клетки» (опоры для прочной установки кораблей). После этого к ним подводили различные приспособления для строительства – леса, трапы. Подводили электричество, сжатый воздух, тепло. По окончании работ все эти инженерные сети и приспособления убирали, воду впускали в док. При заполнении дока водой до уровня воды в гавани открывалась специальная перемычка - батопорт, и отремонтированные корабли выводились из дока.
Петровский док

5. Док мог бы служить исправно и сейчас, но принципы его функционирования морально устарели. По мнению ученых, док свое отслужил, но из него можно сделать отличный музейный экспонат. Официального музея, посвященного Петровскому Док-каналу, пока нет, тем не менее, посмотреть на заброшенную часть этого сооружения всегда можно. Для этого нужно зайти во двор дома № 5 по Коммунистической улице и пройтись немного пешком.
Петровский док

6. Предупреждение на ржавой конструкции, нависающей над доком
Петровский док

7. Стены дока вызывают восхищение.
Прошло почти 300 лет с начала строительства, а кладка до сих пор в очень хорошем состоянии. А ведь здесь постоянно то была вода, то ее откачивали, т.е. воздействие на кирпич и камень было колоссальным
Петровский док

8. Надписи на каменных блоках, оставшиеся после проведение какого-то рейверского сейшна несколько лет назад (по словам местных жителей)
Петровский док

9. Створный маяк на берегу Петровского дока. К той, его заброшенной части, что на фото выше, ведет доковый канал длиной около 1,5 км, у начала которого и стоит один из старейших маяков Кронштадта


За подробную экскурсию по Кронштадту огромное спасибо Михаилу mboyarskov и Руслану unis




Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:





Легкомысленный Питер Вечер московского Сити Москва глазами Карлсона Китайский пляж Настоящие китайские тачки

При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на источник обязательна



Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
Был там, не раз...
Вообще очень люблю Кронштадт. Очень харизматичный город.
Всегда пжалста! ) заезжай еще в гости ))
Сергей, спасибо за рассказ!
Под 4-й фотографией фраза "Подводили электричество, сжатый воздух, тепло." вызывает некоторый разрыв шаблона - ведь чуть выше говорилось о временах царствования Елизаветы Петровны... :)))
В Кронштадте много частей в состоянии - вставших с колен. то ли еще вперде..
Интересная экскурсия! люблю такие исторические моменты)
Да, была в мае! уютный чистенькие городок, но главная красота, конечно же, на побережье. Восхитительная дорога по морю к нему идет. очень хотелось бы побывать в фортах.
Как раз вчера по ящику клеймили "хохлов", что Крым запустили с его памятниками и развалинами.
Если бы не Россия-матушка...
А тут, оказывается, своё под боком медным тазом накрывается!
Спасибо за экскурс.
Прикольно! Люблю такие репортажи, утащил в свою промэнциклопедию :)