Спиной

Ледокол "Красин"

В начале XX века Россия была признанным лидером в освоении Северного Ледовитого океана. Обширные торговые пути, огромные неосвоенные территории, омываемые северными морями и полярные экспедиции - все это требовало развитие морского транспорта, способного  справляться с суровыми арктическими условиями и обеспечивать выполнение задач по освоению русского севера.
Именно по этой причине в России появляется ледокольный флот. В течение полувека первенцы российского ледокольного флота "Ермак" и "Святогор" были самыми мощными кораблями этого класса в мире.
"Святогор", который позже будет переименован в "Красин", усовершенствует конструкцию первого российского ледокола "Ермак" и на несколько десятилетий определил генеральную линию в развитии отечественного ледоколостроения.
За почти 70 лет своей трудовой деятельности он впишет много исторических вех в свой бортовой журнал - затопление, а затем подъем со дна моря; спасение арктической экспедиции Умберто Нобиле и провод союзных конвоев во время Второй мировой войны; проход северным путем в Америку и 885-ти суточное кругосветное плаванье.
А в 1980-м году ледокол "Красин", став на вечную стоянку в Ленинграде, становится кораблем-музеем, действующим и по сегодняшний день...

Ледокол Красин



2. Ледокол "Красин" при постройке носил имя "Святогор". К концу первого десятилетия нового ХХ века одного арктического российского ледокола "Ермак" становится недостаточно для обеспечения работ в Арктике. "Ермак" долгое время не имел себе равных среди ледоколов по силе и мощности. А в 1911 - 1912 годах по инициативе командующего Балтийским флотом вице-адмирала Н. О. Эссена был поднят вопрос о необходимости создания второго однотипного ледокола. Тогда же было разработано и техническое задание на постройку судна, но высокая проектная стоимость не позволила руководству Морского министерства разместить этот заказ.
Однако в начале января 1916 года Россия вернулась к этому вопросу и было решено строить ледокол с тремя винтами и мощностью 10 тысяч л.с., способный преодолевать льды до 2 метров толщиной и в том же году был заключен контракт с английской фирмой "Сэр Армстронг, Витворт и Кo". Новый ледокол "Святогор" строился с учетом опыта эксплуатации "Ермака" и несколько превосходил его по тактико-техническим данным.

Ледокол Красин

3. Работы по постройке ледокола велись быстрыми темпами. 12 января был заказан материал для киля, а к маю уже была собрана треть массы корпуса, полностью разработаны чертежи внутреннего расположения судовых помещений. Всего через несколько месяцев, 3 августа, состоялся спуск корабля на воду, а через два дня ледокол под конвоем восьми эсминцев отбуксировали из Ньюкасла в Мидлсбро, где на него начали ставить паровые машины. 1 октября 1916 года "Святогор" был зачислен в списки русского военно-морского флота в класс морских ледоколов, а 31 марта 1917 года на ледоколе был поднят Андреевский флаг. "Святогор" был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана.
Всего на постройку, ходовые испытания, приемные процедуры и зачисление в строй нового ледокола понадобилось ... чуть больше года.
Это в начале XX века. Просто напрашивается параллель с современной бюрократической машиной, откатами, гигантскими расходами и сроками таких же довольно масштабных проектов, после чего становится просто грустно.

Ледокол Красин

4. Проходит всего год и 1 августа 1918 г ледокол "Святогор" решают ... затопить на морском пути в Архангельск, чтобы перекрыть путь интервентов к важному для пролетарской России порту. Через некоторое время англичане поднимают российский ледокол, и он продолжает выполнять свои функции, но уже под английским флагом.

Ледокол Красин

5. В 1921 году "Святогор" выкуплен наркоматом внешней торговли РСФСР при личном участии полпреда Л.Б.Красина у англичан и вновь возвращается на службу в Российский флот, а через 7 лет он будет переименован в честь Леонида Красина

Ледокол Красин

6. В 1928 году ледокол "Красин" становится всемирно известным - в тот год он принял участие в спасении арктической экспедиции Умберто Нобиле , пережившего катастрофу дирижабля "Италия".
В 1928 г. экспедиция из 16 человек под руководством Умберто Нобиле отправилась в полет на Северный полюс на новом дирижабле, получившем имя в честь его Родины - "Италия". Дирижабль стартовал со Шпицбергена 11 мая 1928 г., пролетел над полюсом и благополучно приземлился на Аляске. Затем экипаж покорил Северный полюс и "Италия" легла на обратный курс, а 25 мая связь с дирижаблем внезапно оборвалась. О том, что случилось, весь мир узнал только через 9 дней. Экипаж состоял из 16 человек, среди них было два иностранца: шведский геофизик Ф. Мальмгрен и чешский физик Ф. Бегуонек.
К месту трагедии начали продвижение среди тяжелых льдов корабли под флагами разных стран, вылетели самолеты с международными экипажами на борту. В общей сложности в спасательной операции участвовало не менее полутора тысяч человек - ничего подобного еще не происходило в Арктике. Это была первая в истории человечества международная спасательная операция, в которой участвовало 18 кораблей и 21 самолет из шести стран. Норвежский ученый, когда-то друг и единомышленник, а потом соперник и недоброжелатель Нобиле, Руаль Амундсен узнав о катастрофе, незамедлительно отправился на спасение полярников. К несчастью спасательная экспедиция не обошлась без жертв. Погибли при возвращении на Родину три итальянских пилота, пропал без вести и французско-норвежский экипаж гидросамолета "Латам-47", на борту которого находился Руал Амундсен. Самого Нобиле из лагеря вывез шведский летчик Лундборг, сумевший приледниться. Однако уже второй полет Лундборга оказался не столь удачным. Самолет потерпел аварию, и сам летчик остался дожидаться помощи на дрейфующей льдине. Лундборга удалось спасти только спустя две недели. Остальная же группа была спасена командой ледокола "Красин".
В память о той спасательной экспедиции на ледоколе "Красин" хранится часть оболочки дирижабля "Италия" Умберто Нобиле

Ледокол Красин

7. С начала войны ледоколы стали военными кораблями, на которые возлагалась ответственная задача обеспечения проводки конвоев в ледовых условиях. О том, какое значение придавалось ледокольному флоту, мы можем судить хотя бы по тому, что Гитлер обещал наградить железным крестом - высшей наградой Германии - того, кто потопит или выведет из строя ледокол. Однако Советский Союз, обладавший самым мощным ледокольным флотом, поставленную перед ним задачу решил, и фашистской Германии так и не удалось дезорганизовать ни конвойные операции, ни работу Главсевморпути.
Во время войны ледокол "Красин" осуществлял неоднократную проводку конвоев с военным грузами по северному морскому пути. Самым важным караваном, который был проведен благодаря ледоколу, стал конвой PQ-15 - самый крупный из всех конвоев за время войны. В его состав было включено 26 транспортов.

Ледокол Красин

8. После войны «Красин» прошел капитальный ремонт и модернизацию на верфях ГДР. Изменяется его облик, теперь он становится похожим на своих внуков — дизель-электрические ледоколы послевоенной постройки.
В роли ледокола «Красин» работал до 1970-х. Затем, уступив место более современным кораблям, он продолжал трудиться уже как энергоплавбаза арктических экспедиций по разведке нефти министерства геологии на островах Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа.
В конце 1980-х «Красин» был приобретен Всесоюзным обществом «Знание» и отправлен в Ленинград для продолжения службы в давно заслуженной и почётной должности корабля-музея. Сейчас место стоянки ледокола — набережная лейтенанта Шмидта у Горного института. В настоящее время является филиалом калининградского Музея Мирового океана.

Ледокол Красин

9. Ходовой мостик ледокола. Отсюда происходило управление кораблем во время всех его многочисленных морских походов.

Ледокол Красин

10. Машинный телеграф

Ледокол Красин

11. Магнитный компас, расположенный на ходовом мостике

Ледокол Красин

12. Средства связи на ходовом мостике. Многочисленные телефоны дополняют классические переговорные трубки

Ледокол Красин

13. Спускаемся в нижние помещения, расположенные на нижних палубах

Ледокол Красин

14. Штурманская рубка

Ледокол Красин

15. Здесь идет прокладка курса и вносятся записи в судовой журнал

Ледокол Красин

16. Радиоприемник...

Ледокол Красин

17. ... и более ранние их предшественники

Ледокол Красин

18. Со слов экскурсовода, это интересное устройство использовалось для указания курса корабля и расписания вахт для неграмотных матросов, которые не умели читать

Ледокол Красин

19. Экспозиция навигационных инструментов начала XX века

Ледокол Красин

20. Капитанская каюта. Первым капитаном "Святогора" был К.К. Неупокоев. Всего же за все время на этом ледоколе сменилось 43 капитана.

Ледокол Красин

21. Рабочий стол капитана

Ледокол Красин

22. Книжная полка

Ледокол Красин

23. Радиола, графин и стакан в специальной подставке против качки

Ледокол Красин

24. Капитанская койка и переговорная трубка экстренной связи

Ледокол Красин

25. Капитанский санузел. Если бы  не многочисленные трубы под потолком, сложилось бы ощущение, что находишься в обычной картире 70-х гг.

Ледокол Красин

26. Несмотря на то, что ледокол давно стоит на вечной стоянке, его рынды все так же блестят даже при пасмурном небе, а палуба выдраена до блеска

Ледокол Красин

26. Кстати, в 1976 году имя «Красин» было присвоено новому дизель-электрическому ледоколу, построенному в Финляндии верфью Вяртсиля по заказу Советского Союза. До 1990 года этот ледокол работал в Мурманске, затем был переведён в порт Владивосток.

Ледокол Красин



Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:





Рассвет на высоте 10 тысяч метров Скала Святого Явления Небо и высота London Bus в Севастополе Егерь русской армии


При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на источник обязательна




Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
Спасибо тебе, что напомнил о нем.
до моего дома триста метров, сейчас отсюда и коммент пишу)
Когда я был в Питере - дошел до "Красина", но только посмотрел на него с берега, потому что больше тогда меня интересовала подводная лодка С-189,
стоявшая неподалеку.
Вообще, кругосветное плавание для ледокола, через тропики, уже подвиг. Жаль, на экскурсии по "Красину" на этот факт мало обращают внимание, иногда даже не упоминают.
Всё изменилось в России, кроме туалетов.
еще раз убеждаюсь в том, как много я не видел, когда был в Питере
Мне повезло, мы проверяли его на радиацию, когда он встал на прикол перед Горным. Облазили весь. Больше всего из обыденного тогда потрясли койки - длина их составляла всего 170 см. Ни один из наших мужиков на них не поместился бы. Странное ощущение причастности к истории, к вечности, когда ходили по машинному, по внутренним помещениям. Было такое впечатление, что те, кто ходил на "Красине", где-то за спиной.
В отличие от моих репортажей с действующих боевых кораблей, на музейном удалось увидеть конечно намного меньше. Ни кубриков, ни машинного...
18.Неграмотные матросы,не умеющие читать?Даже на царском флоте такого в начале 20 века не было...
спасибо за экскурсию! :) интересно!
Папа Володи Дубинина из "Улицы младшего сына" не на нем ходил?
23. Радиола, крафин и стакан

наверное "графин"