Участок Староримской дороги Херсонес-Харакс в Карадагском лесу

Староримская дорога является одним из наиболее спорных археологических памятников Крыма.
Эта дорога соединяла две крупные военные базы римлян – Херсонес и Харакс (мыс Ай-Тодор), проходя вдоль побережья через перевал Шайтан-Мердвень (Чертова лестница) в Байдарскую долину и далее через Симбалон (Балаклаву) в Херсонес.
Участков Староримской дороги, которые и сейчас можно увидеть, несколько, все они небольшие и, соединяя предгорные районы с Южным берегом Крыма, ведут через перевал Шайтан-Мердвень: Календская тропа – от села Подгорное, Мордвиновская дорога - от села Орлиное и еще одна дорога через урочище Карадагский лес в Байдарской долине от села Родниковое.

Староримская дорога в Карадагском лесу


2. Староримской (via militaris) дорога названа в память о римских легионерах, оказывавших помощь грекам в борьбе против скифов во второй половине I в. н. э.
Первые попытки Римской империи, предпринятые в начале 40-х годов I века, взять под контроль Боспорское царство окончились неудачей. Однако через 20 лет Херсонес сам обратился за помощью, не в состоянии дать отпор наступающим войскам скифов. Рим не преминул использовать эту ситуацию, чтобы укрепить собственное влияние в Причерноморье.
Возглавил римский гарнизон легат Мёзии Тиберий Плавтий Сильва, имевший в распоряжении силы XI Клавдиевого, I Италийского, V Македонского легионов и 40 кораблей Раввенской эскадры, которые обосновались в Карантинной бухте. Кроме форпоста римской армии в Крыму - Херсонеса, для контроля над обширными территориями было решено построить еще одну базу. Выбор пал на бывшее таврское укрепление на мысе Ай-Тодор.
Связь между базами осуществлялась морским путем, но этого было явно недостаточно. Римляне опасались штормов и ураганов, часто бушевавших на Черном море в осенне-зимний период, © источник Остров Крым и потому взялись за сооружение сухопутной дороги.
Староримская дорога в Карадагском лесу

3. Во многих местах сохранились насыпи и характерные для римского строительства дорог в горной местности подпорные стенки – «крепиды». Можно также увидеть и добротную булыжную отмостку, но это уже заслуга жителей Байдарской долины, которым еще в период Крымского ханства вменялась обязанность поддерживать дорогу в надлежащем виде, взамен на освобождение от уплаты налогов
Староримская дорога в Карадагском лесу

4. Обочины дороги во многих местах защищены завалами булыжника, что уберегает ее от "наступления" леса даже спустя сотни лет
Староримская дорога в Карадагском лесу

5. Дорога, по которой ступала нога римских легионеров, привлекательна вне зависимости от времени года. Зимой, пожалуй, особенно колоритен лес. Ветви деревьев образуют кружевной свод, а белый тоннель дороги увлекает вперед к неразгаданным тайнам.
Староримская дорога в Карадагском лесу

6. Стоит сказать, что в отношении существования в Крыму Староримской дороги мнение ученых разделяется. Оппоненты версии постройки дороги легионерами, утверждают, что римские солдаты всего лишь укрепляли и расширяли уже существовавшие в Крыму дороги. В пользу этой версии говорит тот факт, что здесь так не были найдены милевые столбы, являвшиеся обязательным атрибутом при римском дорожном строительстве.
Но известно, что Крым не раз удивлял археологов своими сокровищами и, возможно, разгадка этой тайны еще впереди.
Староримская дорога в Карадагском лесу

7. Схема расположения Староримской дороги (Чертова Лестница. Фирсов Л., 1973)


Зимняя серия продолжается. Не переключайтесь



Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:





Лесные великаны Геофизическая пещера на Ай-Петри Летнее настроение Краны в закате Метель на Спирадах


При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на источник обязательна


Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
Мне все-таки кажется, что красивее там весной, когда дорога идет мимо водопада (из с.Родниковое).
Прогулялся бы там с удовольствием.
вот эти деревья, смыкающиеся верхушками - кайф! так и плетутся вверх
мне вот нравится у тебя даже не фоточки красивые, грамотные, а именно темп твоей движухи везде и всюду и ещё вкусненкьим приправлено.=)
ну а чего сидеть на месте, жопу перед интернетом отращивать?)
умели строить. Интересно, сколько на этих работах расхищалось бабла?
Умели дороги строить, что тут скажешь )
На заснеженный лес как и на огонь можно смотреть вечно, а в данном случае ещё и думать...история как никак)
Очень информативно...)
И невероятно красиво... Спасибо, Сереж )
Соприкосновение с древностью...
не путайте Карадаг и Карадагский лес, который в Байдарской долине
Дайошь фоторепортаж про Шайтан-Мердвен! (не зимний, впрочем )))
Умели ж дороги делать раньше%)
Как раз недавно там ходила:)
Но в снегу всё совершенно иначе выглядит, такой загадочный лес.
Замечательные снежные арки! И текст!!!
Навеяло, оффтоп: Карельский перешеек, отвоёванный у Финляндии в 40-м был так ухожен! Весь лес пронизывали канавы и тропы, а лесные дорожки были как бетонные, я ещё их помню в конце50-х, начале 60-х. Теперь всё не ухожено, заболачивается, а уж о диком строительстве, вырубке лесов... А когда углубляют необходимые канавы вдоль дорог, то бездумно перекрывают сток из лесной старинной...
как раз читаю Пикуля "Океанский Патруль" - там много о Суоми, удивляюсь тоже текстам - и о дорогах в том числе