Пещерная обитель Челтер-Коба

Даже в нашем техногенном мире, где жизнь насквозь пропитана айфонами и нано-технологиям, и в котором заказать суши на дом проще, чем поджарить картошку самому, совсем рядом есть места, где жизнь течет в другом направлении. Здесь живут такие же люди, как мы. Только с другими ценностями, приоритетами и потребностями.
Ниже небольшой рассказ о месте, где живут, добровольно отказавшись от благ цивилизации, чуть больше десяти человек. Вы не увидите лиц и не услышите их историй - это лишнее, по мнению этих людей. Это лишь рассказ о самом пещерном монастыре, существующем, и являющимся обителью для отшельников, уже более 12 веков

Пещерный монастырь Челтер-Коба


Об этом месте я уже рассказывал около года назад в своем журнале, и самые давние мои читатели, возможно, помнят тот небольшой рассказ. Но, к сожалению, тогда я не смог попасть в храм при монастыре, поставив себе задачу когда-нибудь еще вернуться в эти пещеры.

2. Развилка по пути к монастырю. Здесь установлен крест. Прямо идет дорога на мыс Куле-Бурун и к развалинам Сюйреньской крепости, а нам нужно направо


3. Тропинка к пещерам проходит по склонам среди густой растительности.


4. Монастырь был основан иконопочитателями в VIII-IX веке и существовал до 1475 года, пока турецкая армия не вторглась в Крым и не захватила княжество Феодоро. Монастырь носил имя святого Феодора, оно сохранилось в названии скалы. Здесь насчитывается 22 пещеры разных размеров и назначения. Это кельи монахов, некоторые из них совсем маленькие с низкими потолками; складские пещеры, покои эконома, большой трапезный зал и, самое главное, пещерный храм.


5. Обычно монастыри с трапезными, к которым относится и Челтер-Коба, были особо почитаемыми, в их храмах находились мощи святых и другие реликвии. Такие монастыри посещались большим числом паломников. Точно не известно, в честь какого из трех святых Феодоров - Стратилата, Тирона или Студита - назван монастырь. В одних источниках предполагают, что это был Феодор Студит, в других - Стратилат.


6. При монастыре действует храм, который разместился в большом естественном гроте площадью более 150 кв. метров. Грот имеет скругленную форму, сужаясь к востоку и западу. Для алтаря здесь вырубили специальное прямоугольное углубление, в стенах которого разместили ниши.
Храм монастыря Челтер-Коба

7. Невысокая алтарная преграда отделяет апсиду от остальной части храма.


8.


9. Отопление в храме, как в трапезной и кельях - печное.


10. Вдоль северной и южной стены тянутся скамьи, в стенах вырублены усыпальницы, в полу - четыре могилы, одна из них маленькая, возможно, детская, еще пять могил находятся в западной части храма. Такое количество могил дает повод думать, что в монастыре хоронили не только монахов, но и защитников крепости. Число монахов, проживающих в монастыре, было невелико, всего 14-16 человек. Поэтому в огромном храме Челтер-Коба молились и монахи, и воины Сюйреньской крепости, и жители окрестных деревень.


11. Полог перед входом одной из келий


12. Спартанское убранство


13. Пучки сухих трав, развешенные вдоль стен пещер


14. Вид из кельи




Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:






Ночной Севастополь

Ледяные гроты

Зима в облаках

Синий бархат

Кипящее море Омеги

При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на источник обязательна


Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
Интересно конечно, но вопрос - зачем? Даже нет, что можно делать сутки напролет? Чем они занимаются в этих пещерах?
мне на этот вопрос ответили следующим образом "чтобы изменить себя. для единения с Богом. в молитвах"
Я не поддаю собственной оценке эти слова - каждый их воспринимает по-своему
Они не против туристов?Им это не мешает?
А питание у них тоже натуральное или всё-таки есть контакт с цивилизацией?
ходят в магазин в ближаюшую деревню...
люди к ним часто приходят, там рядом источник с купелью есть. К нему многие ходят.
что-то приносят и от себя
Закончился запас крымских трав, а тут столько висит на веревочке... Эх! )
Спасибо громадное! Утащила в ФБ ))
...А что делать, если сердцу милее - солнечные холмы, а не мрачные пещеры?..
(такой контраст жизни и аскетизма на снимках!)))
А я впервые о нем сейчас узнала. Спасибо.
Очень необычное сочетание грубого камня и предметов человеческого обихода. Алтарь поразителен на фоне скалы!
Да, хотелось бы еще на людей посмотреть очень, но раз они считают это лишним, придется придумывать, как они выглядят)
Интересно, как они зимой выживают
Меня твой пост огорчил. Я тут периодически у тебя в комментах начинаю нудить (уже кажется было такое), что средневековые пещерные храмы нельзя заселять, что это нарушение целостности памятника, коим является пещерный монастырь. По нашему закону, люди, которые нарушат целостность памятника археологии и истории, несут административную (а иногда и уголовную) ответственность. Но в нашем государстве всех похер, как известно. И глупость берет верх над здравым рассудком. Желающим молиться вдали от цивилизации надо строить свои обители рядом с памятниками но не на их территории. Тогда и волки сыты, и овцы целы. Кстати, на Мангупе уже вроде планируется дать земли монахам с южной стороны Мангупа и попросить их их монастырских пещер. Интересно, он уйдут мирно? Они же там металлопластиковые окна уже поставили :)))

Что касается исторического момента, то учеными доказано, что в период иконоборчества крымские земли были подвластны законам Византии и сюда не могли мигрировать монахи-иконопочитатели, спасаясь от политики уничтожения икон (это, кстати VIII век нашей эры). По данным археологии и архитектурного анализа, большинство пещерных храмов в Крыму основаны гараздо позже VIII века, а именно ближе к XII-XIII веку.

В храмах же могли еще и хоронить донаторов, то есть спонсоров монастыря. Это, если присмотреться, есть и в наши дни. В храме, проспонсированном Ющенко, на храмовых фресках изображена вся его семейка :)
я не берусь поддавать те или иные моменты юридическому или иному анализу - на то есть специально обученные люди. Я лишь показываю другим то, что увидел своими глазами..
Социальная ответственность.
Монастыри бывают разные. Не все такие убогие как этот. Успенский например больше похож на хорошо обеспеченное коммерческое предприятие. Но тем не менее, к монахам у меня отношение как к трутням. Они пользуются достижениями общества, в котором живут, при этом своего вклада не делают, т.к. заняты духовным совершенствованием. Почему нельзя быть социально ответственным, а духовными практиками заниматься в свободное от работы время? Даже уважаемый Будда в поисках просветления пришёл к выводу, что аскетический образ жизни не приближает к Богу, а только ухудшает состояние здоровья.
Re: Социальная ответственность.
к Успенскому у меня отношение крайне негативное - как раз из-за того, что это фактически коммерческое предприятие, прикрытое под личиной того, как это преподнесено.
да, впрочем, и к религии я не очень положительно отношусь как к таковой.
А это - лишь рассказ об увиденном мною месте для тех, кому это будет интересно. Не более
В Крыму 5 мужских монастырей, вот какой этот не пойму. Это случайно не под Бахчисараем находится?
указано же название - Челтер-Коба..
Около деревни Малосадовое в Бельбекской долине
Удивительное место. в таких пейзажах к богу приобщаться, наверное, особенно приятно
на этот вопрос могут ответить только те, кто приобщается или приобщался
Есть такой заимствованный термин - дауншифтинг. Это про них, походу.