s.anashkevitch@me.com (aquatek_filips) wrote,
s.anashkevitch@me.com
aquatek_filips

Category:

Вспоминая... советские калькуляторы

Это пост о нетбуках советских школьников, офисных работников и инженеров.
Почему я так говорю? В те времена, когда я учился в школе, я понятия не имел о компьютерах - зачем они и что это такое.
У нас их просто не было. Зато у нас были калькуляторы.
Практически каждый мой одноклассник носил в школу ту или иную модель - алгебра, геометрия, физика... на этих уроках без калькулятора было никуда.
Эти машинки назывались микрокалькуляторы - они были на солнечных батареях или от сети. А некоторые модели даже шли с чехлом - прямо как сегодня мобильные телефоны...
Уже в начале 90-х в тех или иных местах стали появляться игровые компьютерные клубы, где можно было заплатив рубль-другой играть в Монтесуму, Марио или авиа-симуляторы, а у некоторых "крутых" одноклассников даже домашние Атари или Робики... Нам. детям хотелось играть в начинавшие набирать моду компьютерные игры...  Некоторые играли... на калькуляторах.
Да-да... были программируемые микрокалькуляторы, на которых можно было "играть". Под катом, под всеми фото калькуляторов я расскажу и об этом...










1. Электроника МК-51. Удобный и функциональный.  С 7 по 11 класс отходил со мною в школу от звонка до звонка


2. Конторский монстр Электроника Б3-05 М. Он еще не имел ЖК-экрана, и цифры горели тонкими зелеными ниточками.


3. Электроника Б3-09 М. Агрегат на фото был выпущен в далеком 1976 году...


4. Электроника Б3-18 А - первый отечественный инженерный микрокалькулятор. Выпускался с 1976 года


5. Электроника Б3-36. Зарядка почти как у некоторых мобилок Сони-Эрикссон


6. Электроника МК-37А


7. Электроника МК-41. Еще один конторский монстр


8. Электроника МК-44. И еще один. Как же бодро на таких бухгалтера отбивали трели, быстро вписывая полученные цифры в желтые бумажные простыни...


9. Электроника МК-52 - первый советский микрокалькулятор с энергонезависимой электрически стираемой памятью (ППЗУ объемом 4 Кбит, число циклов перезаписи 10000), обеспечивающей сохранность программ при выключении питания и выполняющий функции буфера при обмене данными с внешними устройствами


10. Электроника МК-56. Память 98 команд и 14 регистров, быстродействие около 5 простых операций в секунду. При выключении калькулятора содержимое памяти стирается


11. Электроника МК-59, изготавливаемый для народного хозяйства и экспорта))


12. Электроника МК-41. Всегда умиляла его форма. Как будто конь встал на дыбы


13. Электроника МК-60. Первый советский калькулятор с питанием на солнечных элементах


14. Электроника МК-61. Вот он - программируемый микрокалькулятор, на котором я "играл". Если это можно так назвать


15. Он же, родной


16. Электроника МК-71 - советский инженерный калькулятор с питанием от солнечных элементов. Выпускался с 1986 года на заводе Ангстрем, продавался по цене 75 рублей. Полный отечественный аналог Casio fx-950


17. Электроника МК-85 — программируемый калькулятор (микрокомпьютер) со встроенным интерпретатором языка Бейсик. Выпускался заводом «Ангстрем», г. Зеленоград с 1986 года по 2000 год, продавался в сети магазинов «Электроника» по цене 145 рублей, что на тот момент было значительно дешевле любой другой ЭВМ, оснащённой интерпретатором Бейсика, затем по свободной розничной цене


И немного об играх на программируемых микрокалькуляторах.
Игр для ПМК было великое множество. Многие из этих игр сейчас утеряны и их невозможно найти даже среди бескрайних просторов интернета.
Что же представляла из себя типичная ПМК-шная игра. Чтобы полностью осветить все характерные особенности таких игр, мы выберем какую-нибудь динамическую игру, например "Звездный боец-4".
Сначала нужно было ввести программный кода. Он имел такой вид



Весь этот код целиком аккуратно вводится в память ПМК (как мы видим по количеству шагов — 104 — данная программа подходит только для МК-61 и МК-52). Не дай Боже ошибиться — на поиск ошибки уйдет немалое время, если вы конечно не счастливый обладатель МК-52 и не загружаете эту программу из ППЗУ.
       После того, как программный код введен, необходимо заполнить регистры (это переменные в ПМК). Вводим в регистры необходимую информацию. Она обычно печатается сразу же после программного кода.
       По традиции данные для занесения в регистр записываются в формате нажимаемых клавиш. В случае с нашей игрой это: "6 хП0; число от 0 до 1 хП3; 3 хП7; 50 хП8; 69 хП9; 88858893 В? 336542 KV ВП 7 хПА; 87 хПB; 59 хПС; 7 F10x хПД". Запись "6 хП0" в данном примере означает, что в регистр 0 заносится число 6.
       Для сравнения, представьте, что вы купили лист (не диск, а лист) с игрой Oblivion, и вводите ее по пунктам в компьютер, вместо того, чтобы автоматически инсталлировать с диска… Теперь вы понимаете.
       После того, как в регистры введены все необходимые данные, нажимаются клавиши "В/О" и "С/П", запускающие программу с шага номер 00.
       "Звездный боец" — динамическая игра, а значит теперь нам нужно будет внимательно вглядываться в тускло мерцающий экран. Если мы находимся в комнате с излишком солнечного света (или, не дай Бог, на открытом воздухе), то для калькулятора лучше всего сделать козырек из плотного картона, чтобы затенять мерцающий индикатор.
       Итак, напряженно вглядываемся в мерцание. Сначала это кавардак непонятных цифр и символов, а потом с завидным постоянством начинает мерцать одно и то же видеосообщение:


Это уже игра)))) да-да

Как мы знаем из инструкции (а ее обязательно нужно прочесть перед игрой, чтобы знать что означают те или иные буковки-циферки, ведь интуитивно понятной графики тут нет):
  • "8" слева — ничего не значащая цифра, появление которой на экране неизбежно (таковы условия создания видеосообщений для ПМК);
  • "-" означает вражеские беспилотные зонды;
  • мигающая "8" в центре — наш прицел;
  • еще бывают: "L" — лёгкие истребители, "C" — средние истребители, "Г" — тяжёлые истребители, "Е" — корабли-телохранители (на иллюстрации не представлены).
       Цель игры: уничтожить все корабли противника, Империи Зла. На уничтожение каждого звена дается 9 ходов. Если мы за это время не уничтожим звено кораблей противника, другое звено заходит нам с тыла и уничтожает — появится надпись "ЕГГОГ", которая для большинства ПМК-игр является аналогом "game over". Если же мы их успеем уничтожить, то перейдем к следующему звену. После уничтожения последнего звена (корабли-телохранители "Е") появится свидетельство нашей победы "BLESC-93".
       Как же делать ход, спросите вы, ведь после нажатия на любую клавишу калькулятор прерывает вычисления (а значит и игру)? Ответ прост — для перемещения в пространстве используется рычажок "Р-ГРД-Г". Р — влево, Г — вправо, ГРД — выстрел.
       Пока мигает сообщение мы передвигаем рычаг в нужное положение и ждем. Калькулятор производит нужные вычисление и вот мигает уже новая диспозиция. Можно делать новый ход....

Вот такая суходрочка микрокалькуляторная игра



Предыдущие 5 выпусков из серии Вспоминая...:

Эротика-92Антирелигиозная азбукаШкольный запискиЮрий ГагаринЗаставки к передачам 80-90-х



Tags: советские раритеты
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 119 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →