10 советских брендов, которые покорили Запад

Советские граждане называли это «торговой маркой», а там, за железным занавесом, использовали термин «бренд». Но какое бы слово не употребляли, на свойствах товара оно не сказывалось. И пока на этой стороне восторгались Pepsi и Levis, на той отдавали должное качеству made in USSR. Конечно, не всему подряд, но кое-что даже стало культовым.



ВОДКА STOLICHNAYA
«Stoli» — так ласково называют водку «Столичная» в англо-саксонском мире. Познакомились жители Дикого Запада с русской водкой в самый разгар холодной войны. В 1954 году на одной из престижных алкогольных выставок после проведенной в «слепую» дегустации нескольких марок водки из разных государств эксперты почти единодушно выбрали эталоном образец, который оказался «Столичной» водкой. Причем по оценкам Stoli значительно обошла являвшуюся на протяжении многих лет эталоном «эмигрантскую» водку Smirnoff.
Затем были золотые медали сразу на двух международных выставках, и начало экспорта в США. Однако подлинная страсть между Stoli и западным потребителем возникла в буйные 1970-е. Stolichnaya провела тогда очень убедительную рекламную кампанию со слоганом Only vodka from Russia is genuine Russian vodka! («Только водка из России — настоящая русская водка!»).


ЧЕРНАЯ ИКРА
В любую заграничную командировку советский служащий неизменно брал с собой две вещи — водку и черную икру! С помощью двух этих русских специалитетов можно было получить преимущество на деловых переговорах, соблазнить самых недоступных дам, завербовать даже самого непроходимого антикоммуниста.
Эффективность этого гастрономического тандема носила какой-то мистический характер. Для многих западных граждан в этом гастрономического тандеме был заключен вкус СССР, воплощение советского шика.


АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА (АК)
Пожалуй, самый узнаваемый товар с маркировкой Made in USSR. Даже американские специалисты признавали более высокую боевую эффективность «Калашникова» в сравнении с аналогами, сделанными в странах НАТО. В 1960-1970-ых годах АК стал настоящим культом в так называемых странах третьего мира, ведущих вооруженную борьбу за независимость. Именно тогда в обиходе появился термин Kalashnikovization. А еще автомат Калашникова знаменит тем, что был включен в герб Мозамбика.


URALS
Марка советской (сегодня – российской) нефти. Один из главных «кормильцев» страны в 1970-1980-е годы: так, только в благополучном 1978 году экспорт нефти дал в конвертируемой валюте $5,5 млрд. из всего торгового экспорта СССР в $13,2 млрд. Большинство жителей СССР даже не подозревало, что у советской нефти есть свое имя. Зато об этом знали все мировые трейдеры и американские политики, которые сделали все, чтобы опустить цены на нефть.
Дело в том, что в отличие от арабской и норвежской нефти сорта Brent, себестоимость добычи советской нефти была достаточно высока — примерно $5, поэтому рентабельность продаж Urals составляла не менее $10. В 1986 году, путем манипуляций на рынке, нефть упала ниже этой цифры, и СССР оказался в «штопоре»...


САТАНА (SS-18 SATAN)
Если Urals раздражал американское правительство, то другой советский бренд — SS-18 Satan — вызывал у них ужас. Вообще «Сатаной» советский стратегический ракетный комплекс назвали сами американцы. Наши конструкторы ей присвоили обычную военную маркировку — Р-36М. На момент первого испытания в 1973 году эта ракета стала самой мощной баллистической системой, которая когда-либо была разработана. Ни одна система ПРО не была способна противостоять SS-18, радиус поражения которой составлял аж 10 000 км. После создания Р-36М, Советский Союз мог не бояться «гонки вооружений». Но это еще не все, в 1980-е «Сатану» модифицировали, и в 1988 году на вооружение Советской армии поступила новая версия SS-18 — Р-36М2 «Воевода», против которой ничего не могут сделать и современные американские ПРО.


ZENIT
Бытует мнение, что советские гаджеты значительно проигрывали в качестве аналогичным западным. Это не так. Ярчайший пример — фотоаппарат Zenit от Красногорского механического завода, ставший настоящим мировым бестселлером. Его экспортировали не только в развивающиеся страны, но и в Германию, Италию, Австрию, Францию, Англию. Мало кто знает, что «Зенит» серии Е — это самая массовая зеркальная камера в мире.


КОМАНДИРСКИЕ ЧАСЫ
С конца 1950-х СССР превратился в одного из крупнейших в мире экспортеров часов и часовых механизмов. В иные годы экспортировалось более 20 миллионов часов и механизмов. Правда, за рубежом наши «Ракеты», «Чайки», «Востоки» продавались под местными наименованиями: Sekonda, Cornavin, Kardinal и другими красивыми иностранными словами. Советские часы ценились за качественную сборку, надежность и недорогую цену.
Культовыми часами и для советского человека, а уж тем более иностранца, считались «Командирские» часы, выпускаемые на чистопольском заводе «Восток» по заказу МО. Они без всякого вреда переносили экстремальные условия, в том числе и под водой, лучше швейцарских и японских аналогов. Так как часы не предназначались для свободной продажи, то на них надпись «Сделано в СССР» была заменена на «Заказ МО СССР».
Недаром в 1991-м для ветеранов операции «Буря в пустыне» американцы выбрали именно «Командирские», закупив их в количестве 40 тысяч.


LADA
Почему название Lada было предложено в качестве экспортного «нейминга» «Жигулей», остается тайной. От советского названия отказались из-за ассоциаций с французским словом «жиголо». О том, что Лада — это славянская версия Венеры, знали только узкие специалисты-фольклористы, и совсем уж не догадывались потенциальные западные автомобилисты.
Скажем, в английской языковой стихии, слово Lada практически идентично слово «lad» (пацан, парень, братан). В середине 1980-х годов в Великобритании, в молодежной неформальной среде, возник феномен так называемой lad-культуры (laddism), из которой, кстати, вышли модные сегодня хипстеры. «Крутость» лэдов заключалась в коллективных походах на футбол (с драками с фанатами других команд), культе секса и пива, дэнсинге в клубах и особом стиле в одежде. К концу 1980-ых laddism стал самым массовым культом у британской молодежи, а Lada достигла пика продаж в Великобритании. Популярность советской марки была такой, что создавались клубы фанатов Lada Samara и Lada Niva, а последняя даже «взяла на вооружение» британская полиция.


NIVA
Этот советский «автомобиль для села», хронически утопавшего в бездорожье, начал серийно производиться в 1977 году и внезапно стал первым в мире внедорожником малого класса. Проходимость «Нивы» была легендарна: машина забралась в Гималаях на рекордную высоту в 5726 м над уровнем моря, побывала на Северном полюсе, работала 12 лет в Антарктиде, не раз занимала призовые места в международных гонках, в том числе в знаменитом ралли Париж — Дакар.
Внедорожник с постоянным полным приводом и большим количеством новаторских решений мирового уровня пользовался хорошим спросом за рубежом.


«Нива» экспортировалась в более чем 100 стран на всех континентах — от Исландии до Австралии и от Чили до Японии. В результате 80% собранных «Нив» уходило на экспорт, а оставшиеся 20% были в СССР огромным дефицитом. По комфортабельности советскую экспортную «Ниву» сравнивали с люксовыми западными внедорожниками Range Rover и Mercedes-Benz Geländewagen. В западных странах желающим приобрести легендарную «Ниву» приходилось записываться в очередь (и, что самое удивительное, записывались!).


KAMAZ
В строительстве и оснащении Камского автозавода, ставшего последней всесоюзной ударной комсомольской стройкой, помимо 2000 советских предприятий участвовало более 700 европейских, американских, канадских и японских компаний. Для привлечения этих западных компаний СССР использовал кредиты, полученные у основного противника в холодной войне — США. А базовой моделью для будущих «КамАЗов» выбрали американский грузовик International.


Модель нового советского грузовика оказалась настолько удачной, что сразу же стала предметом экспорта в страны по всему миру: в год продавалось несколько десятков тысяч машин. Это неудивительно: «КамАЗ» также проектировался как военный грузовик. А на оборонку в СССР работали лучшие умы, и продукция делалась на совесть — контроль со стороны военных был серьезный. Показательно, что первыми, кто получил «КамАЗы», была Группа советских войск в Германии (ГСВГ).
О качестве грузовика говорит тот факт, что команда «КамАЗа» 13 раз побеждала в престижном ралли «Дакар».


По материалам: russian7.ru, maximonline.ru, drive2.ru

Recent Posts from This Journal

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
Так ведь ЛОМО благополучно убили в угоду забугорным
хозяевам,которым конкурент и хах был не нужен.А тут такой случай и гнилушки подвернулись.
Мой завод,после того как увидели ЧТО выпускаем,тоже умертвили.
Не знаю, что производил ваш завод, возможно что-то очень полезное и редкое. Но что касается производителей фототехники, там и убивать никого было не нужно. Просто убогая неконкурентоспособная продукция. К тому моменту, когда у нас все разваливалось и перестройка переходила в перестрелку, отечественная фототехника отстала так же как и отечественный автопром. Я не хочу сказать, что все прям было отстой. Я и сейчас использую красногорский фишай Зенитар 16/2.8, но только из-за копеечной стоимости и востребованности раз в год (ради 5-10 снимков в год покупать никоновский объектив за штуку баксов просто жаба не позволяет). Все остальное в основном бесполезный хлам. Даже скопированные с немецких Цейсов настолько далеки от оригинала и имеют такой дикий разброс по качеству, что даже сравнивать с немецкой и японской оптикой смешно.
Завод производил системы дальней и сверхдальней кос-
мической связи морского и сухопутного базирования.
Был определен международной конвенцией головным предприятием по выпуску оборудования системы КОСПАС-САРСАТ.Ширпотребом шли декодеры,широкополосные тюнеры и системы спутникового ТВ.
Когда в начале 90х в Абу-Даби увидели нашу продукцию,то охренели.Наше крыло ихнее по всем параметрам,как слон Моську.
Так же и оптикой.
Не знаю какую оптику делают для армии, я с этим не сталкивался. Может для армии оптика всегда была на высоте. Но фототовары всегда были ширпотребом и качество оптики (а через мои руки прошло много разных советских объективов) всегда было не на высоте. Я даже не говорю о том, что уже 80х годах лидеры этого рынка уже представили автофокусные объективы, а наши заводы даже не собирались этим заниматься. Большая часть выпускаемых в СССР фотообъективов - это по сути реплики Цейса, которые нам достались в качестве трофеев. Качество оптики колебалось от плохого до ужасного. Если взять сегодня дешевый никоновский объектив 60-70х годов в хорошем состоянии, он даст приличное качество изображения и на современных камерах. Если взять любой отечественный объектив, в большинстве случаев техническое качество снимка будет ниже плинтуса. Проверено много раз. У меня приличный парк японских объективов на Nikon. Я много снимал и советскими объективами. Даже сейчас Гелиом-81 валяется. Есть с чем сравнить. "Советские объективы нарасхват во всем мире" - миф. Если и покупали, то скорее всего из-за существенной разницы в цене. С камерами все то же самое. Купите пленочную японскую или немецкую камеру и будете снимать долгие годы, купите пучок зенитов и вы узнаете устройство и способы ремонта Зенита. Это как тазопромом. Хочешь ездить -купи автомобиль, хочешь получить навыки ремонта - купи ВАЗ.