Шесть особенностей воспитания детей в Норвегии

Как там у нас? Мама с бабушкой стараются одеть детей потеплее, в сильный мороз с коляской ни в коем случае не гулять, накормить повкуснее, отвезти в школу на машине, и вообще одного ребенка никуда не отпускать.
В Норвегии же всех с раннего возраста приучают к самоограничению и ответственности за собственную жизнь и здоровье. Никто не опекает свое чадо "от и до" и родители над ребенком совершенно не трясутся...
Вот некоторые особенности воспитания детей в Норвегии, о которых я успел узнать во время своей поездки:




Особенность Первая. У природы нет плохой погоды.

Детей с детсада учат дружить с погодой и самим определять, как одеваться в зависимости от времени года. То есть не мама выдает носки-флиску-куртку-шапку, а ребенок сам знает, когда надеть резиновые самоги, а когда теплый пуховик.
При этом все школьные переменки в любую погоду дети должны проводить во дворе: дождь, ливень, ветер, снег — неважно. Считается, что, бегая, прыгая и «проветривая мозги», ребенок отдыхает, настраивается на следующий урок, закаляется и запасается здоровьем.
В школе детям преподают уроки окружающей среды. Именно на них детям объясняют, как правильно одеваться в соответствии с прогнозом погоды. Например, если на улице минус десять, нужно быть одетым как капуста — многослойно. Первый слой прилегает к телу: длинные штаны и пуловер из тонкой шерсти или флисa. Вторым слоем идет платье или джинсы с толстовкой. Третий слой — теплый, но легкий водоотталкивающий комбинезон. Плюс прорезиненные утепленные сапоги, непромокаемые варежки, шерстяная шапка-шлем и, если совсем холодно, капюшон.



Особенность Вторая. Питание.

Особенность в том, что здесь нет никаких "на обед обязательно нужно есть суп" и "первое-второе-компот".
Горячие обеды в школах не предусмотрены. Родители укладывают детям в пластмассовые контейнеры холодные сэндвичи, пирожки, фрукты, йогурты. Между уроками есть один получасовой перерыв, во время которого можно перекусить. Сладкое запрещено: никаких лимонадов, конфет, печенья, шоколадок. Орехи тоже нельзя — во избежание аллергии. Во всех школах и садиках висят таблички: Nut free zone («Свободная от орехов зона»).

Особенность третья. Самостоятельность.

С младших классов ребенок сам собирается в школу, мама лишь контролирует.
В школу дети ходят без сопровождения взрослых. Никто не привозит и не забирает своих детей на машинах, здесь это вообще нонсенс. Кстати, помимо увесистого ранца с книгами, каждый несет с собой еще и пакет с ланчем. На тренировки, дополнительные занятие и т.д. - тоже все сами.
Дети сами определяют одежду по погоде и одеваются, как я уже сказал выше.



Особенность четвертая. Маниакальная забота о зубах.

На школьных занятиях ученики читают «Приключения Кариуса и Бактуса». Эта популярная в Норвегии детская книга Турбьёрна Эгнера рассказывает о том, как веселая бактерия вместе с другом кариесом разрушала зубы ленивого мальчика Марка, пока он не начал их старательно чистить. Еще есть мультик по этой книжке, который видел каждый норвежский ребенок, как у нас когда-то "Ну, погоди!"
Все дело в том, что медицинские расходы здесь, как правило, покрываются государственной страховкой, но стоматологическая помощь предоставляется только до 18 лет, после - к стоматологу за свои кровные. Поэтому зубы берегут с детства - мамы начинают чистить ребенку зубы, едва у него во рту проклюнется первый. И учат самих чистить зубы раньше, чем читать. Кстати, конфеты и жвачку норвежские дети видят реже, чем горячий суп на обед а его они видят очень редко, как вы поняли.

Особенность пятая. Высокая температура - не повод для паники.

По норвежским понятиям если у ребенка температура 38 градусов, это не повод беспокоить врача, а насморк — не основание для пропуска занятий в школе. При определенном списке заболеваний и недомоганий, например при мигрени или простуде, доктор может выписать так называемый зеленый рецепт. Это официальная рекомендация пойти прогуляться по лесу. Норвежская медицина устроена по принципу «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Сказать, что у тебя барахлит здоровье, все равно что признать, что ты ленивый и безответственный. Не занимался спортом, не закалялся, вот и заболел.

Особенность шестая. Спорт важнее, чем учебники.

Спортивной подготовке в школе уделяется, реально, даже больше внимания, чем другим урокам. Весной и осенью — плавание, зимой — лыжи. И круглый год походы.
В государственных школах дети начиная с девяти лет ходят в трехдневные походы с учителями, ночуют в палатках, жгут костры, готовят еду в котелке. Кроме того, раз в неделю специальный автобус отвозит их на трехчасовую прогулку в лес или в горы, пешую весной и осенью, лыжную - зимой.

Кроме того, школьники постоянно участвуют в различных марафонах, благотворительных забегах/заплывах/велозаездах, перечисляя взносы за участие то в помощь голодающим детям Африки, то терпящим бедствие от землетрясения непальским школьникам..
Кстати, спорт - единственное, где детям позволяют выделяться. Во всем остальном - ни в коем случае. Хвастаться не зазорно только спортивными успехами и рекордами, а никак не достатком, тачкой папы и где провел каникулы.



Как вам такой подход к воспитанию детей?


Recent Posts from This Journal

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
Подход прекрасный, но мы не в Норвегии. В России агрессивная среда, к тому же ни один нормальный человек не отпустит тут маленького ребенка разгуливать по улицам одного. Опасно потому что очень.

Т.е. они молодцы и все правильно делают, но у нас особый путь, у нас кругом враги?
Зомбоящик делает свое дело.

Какой еще зомбоящик, вы в себе?)
Глаза разуйте просто. Дети-то есть у вас?
А телек я лет 15 не смотрю вообще.

Ну тогда расскажите, какаие же у нас опасности, по вашему, подстерегают ребенка на улице? Злой Обама?

(SPAM)
Население Норвегии 5 236 826 человек. У нас только в СПб столько же. В СПб Вы лично отправили бы малыша одного в садик или в школу? Да, методы воспитания отличаются, но почему о своих нужно непременно говорить с ненавистью и злобой?

Отправил бы, легко. Не унижайте детей, не считайте их дебилами. Нормально воспитанный самостоятельный школьник способен сам перемещаться по городу. Более того, такой опыт ему только поможет, когда он рядом с вами. А то поражают современные современные комнатные растения, которые в метро ориентироваться не способны и дорогу переходят, уткнувшись в телефон. А потом удивляются, что их машины сбивают.


А вообще давайте объективно. Что даст ребенку ваше присутствие рядом?
От шальной машины вы его не спасете, оба под колесами окажетесь. От бомбы не защитите. Маньяки в метро топором не размахивают, а дядю "пойдем со мной, конфетку дам" адекватный ребенок опять таки способен проигнорить самостоятельно.
ЧЕМ вы можете защитить свое чадо?

По поводу не отпустят одного. Это родители нынче какие-то трусливые пошли. Лично я с семи лет ходил в школу один. А на дворе вообще-то 90-е были.
Все ходили. И трусость родителей совершенно не причем.
Та реальность была другой. В ней даже автомибили были мало у кого. Утром все дети тащились в школу на своих двоих.
А родили неслись на работу.
И жизнь была не более безопасной, она была попросту более унылой. А озабоченные маньяки и тогда лезли к детям постоянно, причем более открыто, потому что дети вечно шатались одни с ключом на шее.
Да, маленькому - опасно. Смотря в каком районе, какая дорога до школы, нет ли рядом лесополосы, что за люди живут рядом и т.д
Не знаю ни одного человека, кто отпускал бы малышей в школу одних, если только школа не через дорогу. И то, на лифте их спускают вниз родители. Потому что лифт в неохраняемом доме - самое опасное место.
Вы все с Луны, что-ли прилетели? Не понимаю. Для кого постоянно памятки всякие распространяют про то, как присматривать за маленькими школьниками, что нельщя им одним в лифт и т.д. Для идиотов?
Вот вы сами написали - смотря в каком районе и т.д.
С какого возраста можно одним, если район благополучный?
Если нельзя в лифт, пусть по лестнице ходит, еще и полезно.
какая бля агрессивная среда? те же амеры удивляются,что в россии как ив украине) дети сами ходят в школу.
В Норвегии тоже запрещено отпускать маленьких без сопровождения.Либо собирает школьный автобус,либо идут со старшими детьми, либо родители привозят в школу,потом продленка ,потом детей забирают.