Шесть особенностей воспитания детей в Норвегии

Как там у нас? Мама с бабушкой стараются одеть детей потеплее, в сильный мороз с коляской ни в коем случае не гулять, накормить повкуснее, отвезти в школу на машине, и вообще одного ребенка никуда не отпускать.
В Норвегии же всех с раннего возраста приучают к самоограничению и ответственности за собственную жизнь и здоровье. Никто не опекает свое чадо "от и до" и родители над ребенком совершенно не трясутся...
Вот некоторые особенности воспитания детей в Норвегии, о которых я успел узнать во время своей поездки:




Особенность Первая. У природы нет плохой погоды.

Детей с детсада учат дружить с погодой и самим определять, как одеваться в зависимости от времени года. То есть не мама выдает носки-флиску-куртку-шапку, а ребенок сам знает, когда надеть резиновые самоги, а когда теплый пуховик.
При этом все школьные переменки в любую погоду дети должны проводить во дворе: дождь, ливень, ветер, снег — неважно. Считается, что, бегая, прыгая и «проветривая мозги», ребенок отдыхает, настраивается на следующий урок, закаляется и запасается здоровьем.
В школе детям преподают уроки окружающей среды. Именно на них детям объясняют, как правильно одеваться в соответствии с прогнозом погоды. Например, если на улице минус десять, нужно быть одетым как капуста — многослойно. Первый слой прилегает к телу: длинные штаны и пуловер из тонкой шерсти или флисa. Вторым слоем идет платье или джинсы с толстовкой. Третий слой — теплый, но легкий водоотталкивающий комбинезон. Плюс прорезиненные утепленные сапоги, непромокаемые варежки, шерстяная шапка-шлем и, если совсем холодно, капюшон.



Особенность Вторая. Питание.

Особенность в том, что здесь нет никаких "на обед обязательно нужно есть суп" и "первое-второе-компот".
Горячие обеды в школах не предусмотрены. Родители укладывают детям в пластмассовые контейнеры холодные сэндвичи, пирожки, фрукты, йогурты. Между уроками есть один получасовой перерыв, во время которого можно перекусить. Сладкое запрещено: никаких лимонадов, конфет, печенья, шоколадок. Орехи тоже нельзя — во избежание аллергии. Во всех школах и садиках висят таблички: Nut free zone («Свободная от орехов зона»).

Особенность третья. Самостоятельность.

С младших классов ребенок сам собирается в школу, мама лишь контролирует.
В школу дети ходят без сопровождения взрослых. Никто не привозит и не забирает своих детей на машинах, здесь это вообще нонсенс. Кстати, помимо увесистого ранца с книгами, каждый несет с собой еще и пакет с ланчем. На тренировки, дополнительные занятие и т.д. - тоже все сами.
Дети сами определяют одежду по погоде и одеваются, как я уже сказал выше.



Особенность четвертая. Маниакальная забота о зубах.

На школьных занятиях ученики читают «Приключения Кариуса и Бактуса». Эта популярная в Норвегии детская книга Турбьёрна Эгнера рассказывает о том, как веселая бактерия вместе с другом кариесом разрушала зубы ленивого мальчика Марка, пока он не начал их старательно чистить. Еще есть мультик по этой книжке, который видел каждый норвежский ребенок, как у нас когда-то "Ну, погоди!"
Все дело в том, что медицинские расходы здесь, как правило, покрываются государственной страховкой, но стоматологическая помощь предоставляется только до 18 лет, после - к стоматологу за свои кровные. Поэтому зубы берегут с детства - мамы начинают чистить ребенку зубы, едва у него во рту проклюнется первый. И учат самих чистить зубы раньше, чем читать. Кстати, конфеты и жвачку норвежские дети видят реже, чем горячий суп на обед а его они видят очень редко, как вы поняли.

Особенность пятая. Высокая температура - не повод для паники.

По норвежским понятиям если у ребенка температура 38 градусов, это не повод беспокоить врача, а насморк — не основание для пропуска занятий в школе. При определенном списке заболеваний и недомоганий, например при мигрени или простуде, доктор может выписать так называемый зеленый рецепт. Это официальная рекомендация пойти прогуляться по лесу. Норвежская медицина устроена по принципу «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Сказать, что у тебя барахлит здоровье, все равно что признать, что ты ленивый и безответственный. Не занимался спортом, не закалялся, вот и заболел.

Особенность шестая. Спорт важнее, чем учебники.

Спортивной подготовке в школе уделяется, реально, даже больше внимания, чем другим урокам. Весной и осенью — плавание, зимой — лыжи. И круглый год походы.
В государственных школах дети начиная с девяти лет ходят в трехдневные походы с учителями, ночуют в палатках, жгут костры, готовят еду в котелке. Кроме того, раз в неделю специальный автобус отвозит их на трехчасовую прогулку в лес или в горы, пешую весной и осенью, лыжную - зимой.

Кроме того, школьники постоянно участвуют в различных марафонах, благотворительных забегах/заплывах/велозаездах, перечисляя взносы за участие то в помощь голодающим детям Африки, то терпящим бедствие от землетрясения непальским школьникам..
Кстати, спорт - единственное, где детям позволяют выделяться. Во всем остальном - ни в коем случае. Хвастаться не зазорно только спортивными успехами и рекордами, а никак не достатком, тачкой папы и где провел каникулы.



Как вам такой подход к воспитанию детей?


Recent Posts from This Journal

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.

Напомнило собственную школу. Ага, еще советскую. Только у нас не было "специального автобуса" - фигачили на электричках и прочем ОТ. Но в 3 классе ездить самостоятельно в бассейн или на секцию на автобусе, порой с пересадками, считалось абсолютно нормальным...

С 3-4 класса каждый день пилил один в школу и обратно по часу на автобус+метро с двумя пересадками. Когда поступил в универ - очень удивлялся, что все так воют "я устааааююююю от метрооооо", "такааааяяя даааавка"..

О, я помню как мы в бассейн ездили. Сами туда и обратно. С третьего класса.
И питание в школе было популярно только у детей из бедных семей. Остальные (большинство) покупали в буфете булочки и чай или кофе. А если не успевали, то бегали в хлебный магазин и покупали там тошнотики с мясом или повидлом за 5 копеек. Выжили все!
Удивительные вы вещи говорите.
Такое впечатление, что у нас вся школа состояла из бедных семей (что, естественно, не так).
Особенно с учетом того, что возможность купить что-то в школе появилась только во второй половине 90-х (когда началась чехарда с "этих кормим бесплатно - они справку купили, этих за полцены - у них папа депутат, а этих за полную - у их родителей денег на бесплатные обеды нет").
Вы, видимо, ошиблись и отправили комментарий не тому человеку? Или это ЖЖ не туда направил, что бывает иногда))) А то я думаю, что ответить, но ответить нечего, извините, просто не знаю предмета обсуждения. .
Мне ЖЖ показывает ваш коммент про питание в школе - на него и отвечал.
А вот ваш да - коммент про питание отвечает на мой коммент про самостоятельные поездки младших школьников в бассейны и т.п.
Ой, простите, мне сейчас показывает мой ник и рядом - другой пользователь. Я пост тот про Норвегию и детей читала, да, но, помню, не комментировала. Про питание точно не писала, скажу только, что дети должны в школе питаться полноценно, в отличие от нас, большинство которых обходилось либо буфетом, когда удавалось выстоять очередь, либо тошнотиками из ближайшего магазина (потому, что в столовой было невкусно). Или я это писала? Просто забыла уже. Простите, я в ЖЖ читатель, редко комментирую, не умею докапываться до корня дискуссий. Не продвинутая я.
Ну, сейчас, по крайней мере в РФии - полноценное питание в школе вещь случайная невзирая на всё желание родителей и попечителей (ибо нет кухонь при школах, а заказ на поставку выигрывают не кто лучше, а кто дешевле), да к тому же доступное не всем.
Но в советское и даже раннее послесоветское время с питанием было более-менее прилично. Невкусное - да, могло быть. Но и калорийность, и разнообразие (я с тех пор капусту в любом блюде ненавижу, а с квашеной так вообще сразу выворачивает), и достаточность по витаминам (невзирая на повальное воровство поваров) все же контролировали довольно жестко.
У нас питание в школах, в основном, стандартное, достаточно разнообразное, но именно в престижной школе есть свои кухня и столовая, где готовят не самое лучшее. Так что, пусть уж лучше работают фирмы. Понятно, что следят за калорийностью и сбалансированностью пищи, но вспоминаю, что в советское время поражалась - как этих поваров учат, что они умудряются испортить продукты, готовя из хорошего сырья что то невкусное, да и плохо выглядещее и пахнущее))) Этим искусством владеют и сейчас.
А вот достаточности по витаминам я в советское время не помню, кстати, у нас в школе салатов и соков не было.
Извините, нашла таки свой комментарий. Объясняю, дети, привыкшие к домашней еде, часто не могут есть столовскую кухню, в моё время в столовой подавали эстонские блюда, которые мы есть не хотели, в столовой, которая была в школе сына, тоже было, по его мнению, невкусно. Кроме того, во время дежурства по столовой дети видели не самые лучшие способы приготовления того же чая (чай с волосинками, который мешали в кастрюле палкой). И сейчас всё зависит от школы, существуют школьные столовые, где есть не хочется. Детям дают с собой яблоко и бутерброд. Мы выжили на сухомятке, надо надеяться, что и современные дети выживут. Дома поедят полноценно).
Упс...
Ну так Прибалтика и в советское время была "избранной" - вот только в России такого не было. И в Белоруссии, до Чернобыля по крайней мере, - тоже приходилось либо есть что дают, либо отказаться вообще - и за отказ еще и огрести от родителей (которых "пропесочат" на собрании).
Впрочем, кормили на вполне приличном уровне, надо сказать. Во всяком случае, хоть что-то из обеда можно было съесть (да, бывали дни, когда приходилось пропускать первое или второе, но чтобы обед целиком... я такого не припоминаю - хотя и допускаю, что в отдельных школах было сильно хуже нашей).

P.S.
Поскольку не представляю, чем эстонские блюда могут быть несъедобными для ребенка, выросшего в Эстонии (даже если родители, допустим, из Казахстана с весьма отличающейся кухней - местные продукты все равно прилично адаптируют к местной кухне. А ремень неплохо "завершает" адаптацию [не кидайте палки - я образно])...
У нас в столовой кормили, возможно, не очень плохо, но дети привыкают к домашним блюдам, внешнему виду, запахам. Я, помню, только раз поела, а деньги были сданы на неделю. И съела я только котлету, в остальные дни было жирное мясо)))После этой недели уговорила родителей не сдавать деньги на питание. А эстонская кухня русским детям не нравилась просто из- за непонятных блюд, иногда, кстати, вкусных. Но правда, полезное эстонское блюдо "кама" (размешанная в кислом молоке мука ил "мульги капсад" - тушёная кислая капуста во свининой и перловкой - не то, к чему русские дети привыкли дома. Дети такие. А уж сын мой, сказавший, что и бесплатно не будет пить чай с волосинками, который в большой кастрюле мешают палкой - да я лучше дома его вкусно накормлю. Это было в русской школе, кстати. Так что... И сейчас знаю девочку, которая с брезгливостью отвергает школьное питание, но так именно в её школе. И ребёнка невозможно заставить есть в школе. Да. мы домой приходили голодные, как волки, зато и ели за двоих. И желудки не испортили.