Треш бывает не только у нас. Центральный автовокзал Тель-Авива

Тахана Мерказит (с иврита "центральная станция"), она же Армагедон, Зона, Бетонное чудище, Врата в преисподнюю, Планета, живущая по своим законам, или Город в городе – все эти названия относятся к одной из крупнейших автостанций в мире площадью 230 000 м2, уступающей лишь автовокзалу «Миллениум Парк Бас Депо» в Дели. Именно здесь основной транспортный узел всего Израиля, пропускающий через себя около пяти тысяч автобусов ежедневно.

Автостанция состоит из семи этажей, имеет 11 официальных ворот, более 100 входов, множество видеокамер (для контроля безопасности).

Но семь этажей – далеко не самая специфическая черта этого вокзала. Архитектор, что называется, пребывал в творческом поиске...Вход в здание через два нижних этажа невозможен, верхние этажи разделены на полуэтажи, проход между которыми по пандусам, некоторые из которых ведут на нижележащий этаж, а некоторые на этаж через один, или на лифтах и эскалаторах. Но из-за того, что ни у одного из этажей нет даже близко похожей планировки, невозможно предсказать, в какой точке нижележащего этажа ты выйдешь, спускаясь туда на лифте. Есть еще лестницы, некоторые из них связывают этажи парами, неожиданно обрываясь; другие проходят насквозь через несколько сразу…
А скажите, где еще городские и междугородние автобусы отправляются с 7-го этажа?
Tel-Aviv bus station


2. Идея создания автостанции для растущего Тель-Авива появилась еще в 50-х годах XX в. Но лишь в 1967 г. утвердили проект тогда еще малоизвестного израильского архитектора Рама Карми, позже спроектировавшего Дизенгоф-центр, Высший суд в Иерусалиме, Третий терминал аэропорта Бен Гурион и др. По молодости будущий лауреат государственной премии увлекался архитектурным течением "брутализм” что заметно и непосвященному. Строительство затянулось на 26 лет, неоднократно прерываясь из-за недостаточного финансирования, и было закончено только в 1993 году. Здание тогда насчитывало 6 этажей.
Tel-Aviv bus station

3. Центральная автобусная станция расположена в южной части Тель-Авива, в районе Неве Шаанан, что на иврит означает "оазис блаженных". Раньше здесь жили ремесленники. Изначально район задумывался в форме “меноры” — семисвечника. Однако все планы испортила идея постройки большого торгового центра “Каньона Тель-Авив” (что позже стал автобусной станцией). В 60-е годы польский еврей, предприниматель Арье Фильц, купил часть территории района и начал постройку крупного торгового центра. Хозяева магазинчиков, которые должны были находиться в торговом центре, покупали участки, в ожидании большого наплыва покупателей и огромных прибылей. Как говорят местные, за время строительства район из Оазиса блаженства превратился в Оазис катастрофы.
Tel-Aviv bus station

4. Тут есть все: букинистические магазины, театры, мастерские художников, галереи, синагоги, бутики и лавки, банки, аптеки, почта, мастерские, рестораны, кафе, залы ожидания, тату-салоны, секс-шопы, турфирмы, ночные клубы, больница (!!), музеи, ярмарки, выставки…Но одного – логики. Сказать, что “Тахана” очень запутана, - ничего не сказать. Впервые там оказавшись без плана или сопровождающего, есть все шансы затеряться в бесконечных лабиринтах.
Tel-Aviv bus station

5. Транспортная жизнь вокзала сконцентрирована на 6 и 7 этажах. Седьмой состоит из двух терминалов: DAN и EGGED, по названию крупнейших израильских автобусных компаний. Терминалы эти представляют собой оборудованные светлые залы с окнами во всю стену и электронными табло, указывающими время отправления рейсов, номера платформ и пункты назначения.
Tel-Aviv bus station

6. Благодаря избытку свободного места терминалы стали использовать в качестве площадки для выставок современного искусства. В 2013 году городской муниципалитет с целью «окультуривания» пространства Таханы организовал масштабный международный проект «Седьмой этаж», в рамках которого 50 уличных художников расписали около 1000 м2 стен.
Tel-Aviv bus station

7. Кстати, мало кто в курсе, но 7-й этаж тут достроен нелегально (!!) Его достраивали позже основного автовокзала по заказу автобусного кооператива DAN, крупнейшей компании на местном рынке внутригородского автобусного сообщения. Сюда были перенаправлены маршруты с первых двух этажей. При проектировании нижних уровней инженеры явно не рассчитывали на увеличившийся за 30 лет пассажиропоток.
Tel-Aviv bus station

8. Но автокомпания не смогла договориться с администрацией города о строительстве, так как против этого выступали владельцы торговых площадей двух первых этажей. Однако, в конечном итоге, в 2003 году, через десять лет после открытия автовокзала, седьмой этаж все-таки был построен и введен в эксплуатацию. Нелегально. Что совершенно не мешает автобусам ходит по расписанию.
Tel-Aviv bus station

9. Чтобы как-то сгладить проблему администрация DAN отдала половину 7-го этажа EGGED, компании междугородних перевозок, и теперь два терминала — внутригородской и междугородний — соседствуют на заасфальтированной крыше в прошлом шестиэтажной Таханы, на расстоянии 30 м друг от друга. Если бы между ними был прямой переход, это было бы удобно для пассажиров: пересаживаться с городского автобуса на междугородний напрямую. Но, как уже говорилось, логика здесь «не живет».
Tel-Aviv bus station

10. С 6-го этажа уходит основная масса междугородных автобусов - в Эйлат, Иерусалим, Хайфу. Здесь постоянно функционирует два десятка ворот. Подняться сюда можно несколькими способами. Самый понятный из всех – лифт. Лифты пронизывают все здание с первого этажа до последнего. Даже на фальшивом седьмом этаже лифты вполне настоящие. Неудобство лишь в том, что на нижних этажах они теряются в торговых рядах, и их не всегда просто найти. Однако на шестом этаже лифтовые шахты стоят на одной линии вдоль основного зала.
Tel-Aviv bus station

11. На автостанции, по сведениям горожан, уже лет десять как нет проституции, воровства и наркоторговли, по крайней мере, в зоне видимости пассажиров. Раньше все это было. На лестницах, в туалетах, лифтах, кафе...
Tel-Aviv bus station

12. Администрация автовокзала посчитала, что дешевле содержать собственную внутреннюю полицию, чем штат уборщиц. Служба безопасности быстро навела порядок: полуподпольный бизнес стал нерентабельным, зато у подпольного возросли доходы возросли до небывалых величин. Оставшаяся часть бизнесов, оказавшихся вне закона, перекочевала в прилегающие кварталы.
Tel-Aviv bus station

13. Между прочим, художники появились на вокзале не просто так. Еще в начале 2000-х район старого Яффо на юге Тель-Авива, несмотря на свое удачное расположение, служил прибежищем блатных, нищих, наркоманов и безработных, живущих на пособие. Квартиры там сдавались по бросовым ценам. Чтобы как-то стимулировать развитие этой части города, городские власти решили заселить район старого города кем-то, кто не принадлежит к категории «отбросы общества», но готов ходить с ними по одним лестничным клеткам.
Tel-Aviv bus station

14. Кому-то из мэрии пришла в голову идея предоставлять здесь площади в аренду художникам со значительными льготами, что и было сделано. В результате небогатые художники начали занимать под студии и галереи сначала лучшие площади, потом похуже, потом то, что осталось. Цены на недвижимость естественным образом подскочили, и беднота переместилась в районы подешевле. А Яффо превратился в центр творческой жизни Тель-Авива.
Tel-Aviv bus station

15. Также решили поступить и с вокзалом. Накопив достаточное количество нуждающейся интеллигенции, мэрия перенацелила ее на Тахану, задавшись целью сделать «рай из этой помойки». Но что-то пошло не совсем так…
Tel-Aviv bus station

16.
Tel-Aviv bus station

17.
Tel-Aviv bus station

18.
Tel-Aviv bus station

19. Коридоры почти не освещены. Окна большинства офисов, которые должны были превратиться в художественные мастерские и фотостудии, заклеены пожелтевшими страницами газет, и вряд ли это художественный концепт.
Tel-Aviv bus station

20. В Израиле большую часть арендной платы составляет земельный налог, и его снижение для представителей творческих профессий - и есть та стимулирующая мера, которая способна превратить любую дыру в центр культурной жизни. Но только в том случае, если есть для этого условия.
Tel-Aviv bus station

21.
Tel-Aviv bus station

22.
Tel-Aviv bus station

23. 3-й этаж автовокзала – последний из ныне обитаемых и официально доступных этажей автовокзала. Он как граница между прошлым и настоящим. При этом мир настоящего представлен поэтажным планом-таблицей, из которого видно, что на этаже располагаются магазины и туалеты. Это недалеко от истины. Магазины и туалеты в этом здании находятся повсюду.
Tel-Aviv bus station

24. По замыслу проектировщиков, местные автобусы должны были приходить на нижние этажи, а междугородние уходить с верхних. В этом случае пассажиры по пути на пересадку проходили бы торговые ряды с третьего этажа по шестой, делая покупки и развлекаясь, или шли бы на второй, где находился центр развлечений с многозальным кинотеатром, кафе, барами и залами игровых автоматов.
Tel-Aviv bus station

25. Но за 30 лет, что шли на строительство, учитывая непрекращающуюся террористическую угрозу и постоянно растущий пассажиропоток, требования к транспортной инфраструктуре значительно изменились. Даже на момент открытия в 1993-м первый этаж Таханы уже не соответствовал задачам, которые на него возлагались.
Tel-Aviv bus station

26. В условиях ужесточившихся требований к безопасности и логистике, пассажиропоток перенаправили на верхние этажи. Владельцы магазинов, успевшие купить офисы на нижних ярусах, засыпали владельцев Таханы судебными исками, а кинотеатр и развлекательные залы закрылись сами собой. Не последнюю роль в этом сыграла высокая криминальная активность, существовавшая на автовокзале до недавнего времени.
Tel-Aviv bus station

27. Бонус седьмого этажа – панорамный вид на Тель-Авив. По ногами трущобы – словно лоскутное полотно кофейно-песочного цвета, выше Яффо, еще выше небоскребы, а за ними море...
Tel-Aviv bus station

28. Нижние этажи словно отдельные миры, существующие параллельно. Например, на 2-м этаже есть парикмахерская «Ла Пикассо». Там ежедневно принимают абсолютно разных клиентов: жителей Северного Тель-Авива, трансвеститов, проституток, наркоманов, местных беженцев. Владельцы салона не только стригут, но и оказывают психологическую поддержку всем, кому она нужна.
Tel-Aviv bus station

29. А пройдя по одной из галерей, можно обнаружить… печально улыбающуюся статую Чарли Чаплина. Он возвышается над пропастью с замершими эскалаторами, а над его котелком нависают сплетения проводки, кругом разбросанные, как после бомбежки, стекла и потолочные плиты. Что таят в себе первый этаж и подвал и как передвигаться между этажами, подробно написано в Кратком путеводителе по Центральному Автовокзалу Тель-Авива

Источник фото

30. Будущее автобусной станции. В начале года в израильских СМИ была информация, что Тахана продали за 330 миллионов. По разным сведениям, в ближайшие 10-15 лет собираются один большой действующий терминал разделить на два больших, но собираются ли включать логику, облегчая жизнь пассажирам, - ничего не слышно.
Tel-Aviv bus station

При подготовке поста использованы материалы beinisrael.com, myisraeltoday.com

Buy for 1 000 tokens
Buy promo for minimal price.
Много! Много туда запустили уличных художников.

Боже, сколько в мире всего необычного..обалдеть..спасибо за репортаж!

Мне кажется, что это сделано специально, чтобы люди не засиживались на вокзале. Либо побыстрее проваливали, либо уезжали в город.

На эту тему проводилось несколько серьезных экспериментов. Все они показали, что этот метод прекрасно работает. Может и нам этот опыт перенять?

Edited at 2016-11-05 07:29 am (UTC)
опять про евреев..
только евреи носятся со своим еврейством..
как трахаются, живут, молятся и пр..
Тахане уже ничего не поможет - только разломать и перестроить. К тому и идет скорее всего...
А казалось бы — всего-то разные этажи.

Edited at 2016-11-05 09:28 am (UTC)
Был на этом вокзале. Обоссанный насквозь. С подветренной стороны лучше не стоять!
230 т.мкв. воняют как 100500 мильонов. Все просят снести этот позор, но весь остальной ТельАвив тоже сильно вонючь. Почти на каждом перекрестке по бомжу валяется. Летнее кафе на улице не найти, обязательно из ближайшей подворотни мочой несет.
Интересно, спасибо!
Читать-то интересно - а вот для путешественника, вероятно, ад :))
Рассказ добрый, спокойный, информативный и непредвзятый
Интересно, с каким энтузиазмом туристы вписываются в традиционный национальный спорт: кветчинг. То есть нытье.

Да, тахана мерказит - это вам не хипстерский рынок Сарона и даже не опрятный иерусалимский. Однако если прогуляться по Алленби в сторону моря до шука Кармель, вполне себе "центрального рынка ТЛВ" - разница уже не будет особо заметна. В том числе и по запаху.
А уж если сравнивать сию клоаку с достойными её соперниками - подобными же "огроменными очагами торгово-инфраструктурной цивилизации" в арабских странах, Индии, Китае... рынок "Садовод", не говоря уже о покойном Черкизоне - так рай на земле получится. Потому что действительно охрана, туалеты на каждом углу, цивилизация. Еще и автобусы ходят, после минимальной привычки, понятно откуда и по хорошо отображаемому расписанию. (А совсем новичкам или ушибленым вполне детально подскажут сотрудники, коих всегда есть вокруг)

Собственно, если ментально "нарисовать" на пустующих нижних (и полупустых четвертом-пятом) такую плотненькую "крепче держись за кошелек" клоаку - это будет, по рассказам старожилов, как раз состояние станции десять-пятнадцать лет назад, откуда и пошло охи, ахи и ай вавои. Ну и опять-таки с давних времен эхо расхождения ожиданий (ждали как раз что-то такое шикарное, глянцевое, космический терминал и тц "европейский" в одном флаконе) и результата.

А сам результат, повторюсь, вполне съедобен. Базовый трешачок, как большинство "хабов" второго-третьего мира и даже многие первого (например Лондонские вокзалы до недавней массированной реконструкции тоже были засижены ларьками с хламом, сомнительными персонажами и тонким естественным ароматом). За настоящим трешем надо двигаться дальше и глубже ))))