10 советских брендов, которые покорили Запад

Советские граждане называли это «торговой маркой», а там, за железным занавесом, использовали термин «бренд». Но какое бы слово не употребляли, на свойствах товара оно не сказывалось. И пока на этой стороне восторгались Pepsi и Levis, на той отдавали должное качеству made in USSR. Конечно, не всему подряд, но кое-что даже стало культовым.



ВОДКА STOLICHNAYA
«Stoli» — так ласково называют водку «Столичная» в англо-саксонском мире. Познакомились жители Дикого Запада с русской водкой в самый разгар холодной войны. В 1954 году на одной из престижных алкогольных выставок после проведенной в «слепую» дегустации нескольких марок водки из разных государств эксперты почти единодушно выбрали эталоном образец, который оказался «Столичной» водкой. Причем по оценкам Stoli значительно обошла являвшуюся на протяжении многих лет эталоном «эмигрантскую» водку Smirnoff.
Затем были золотые медали сразу на двух международных выставках, и начало экспорта в США. Однако подлинная страсть между Stoli и западным потребителем возникла в буйные 1970-е. Stolichnaya провела тогда очень убедительную рекламную кампанию со слоганом Only vodka from Russia is genuine Russian vodka! («Только водка из России — настоящая русская водка!»).


ЧЕРНАЯ ИКРА
В любую заграничную командировку советский служащий неизменно брал с собой две вещи — водку и черную икру! С помощью двух этих русских специалитетов можно было получить преимущество на деловых переговорах, соблазнить самых недоступных дам, завербовать даже самого непроходимого антикоммуниста.
Эффективность этого гастрономического тандема носила какой-то мистический характер. Для многих западных граждан в этом гастрономического тандеме был заключен вкус СССР, воплощение советского шика.


АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА (АК)
Пожалуй, самый узнаваемый товар с маркировкой Made in USSR. Даже американские специалисты признавали более высокую боевую эффективность «Калашникова» в сравнении с аналогами, сделанными в странах НАТО. В 1960-1970-ых годах АК стал настоящим культом в так называемых странах третьего мира, ведущих вооруженную борьбу за независимость. Именно тогда в обиходе появился термин Kalashnikovization. А еще автомат Калашникова знаменит тем, что был включен в герб Мозамбика.


URALS
Марка советской (сегодня – российской) нефти. Один из главных «кормильцев» страны в 1970-1980-е годы: так, только в благополучном 1978 году экспорт нефти дал в конвертируемой валюте $5,5 млрд. из всего торгового экспорта СССР в $13,2 млрд. Большинство жителей СССР даже не подозревало, что у советской нефти есть свое имя. Зато об этом знали все мировые трейдеры и американские политики, которые сделали все, чтобы опустить цены на нефть.
Дело в том, что в отличие от арабской и норвежской нефти сорта Brent, себестоимость добычи советской нефти была достаточно высока — примерно $5, поэтому рентабельность продаж Urals составляла не менее $10. В 1986 году, путем манипуляций на рынке, нефть упала ниже этой цифры, и СССР оказался в «штопоре»...


САТАНА (SS-18 SATAN)
Если Urals раздражал американское правительство, то другой советский бренд — SS-18 Satan — вызывал у них ужас. Вообще «Сатаной» советский стратегический ракетный комплекс назвали сами американцы. Наши конструкторы ей присвоили обычную военную маркировку — Р-36М. На момент первого испытания в 1973 году эта ракета стала самой мощной баллистической системой, которая когда-либо была разработана. Ни одна система ПРО не была способна противостоять SS-18, радиус поражения которой составлял аж 10 000 км. После создания Р-36М, Советский Союз мог не бояться «гонки вооружений». Но это еще не все, в 1980-е «Сатану» модифицировали, и в 1988 году на вооружение Советской армии поступила новая версия SS-18 — Р-36М2 «Воевода», против которой ничего не могут сделать и современные американские ПРО.


ZENIT
Бытует мнение, что советские гаджеты значительно проигрывали в качестве аналогичным западным. Это не так. Ярчайший пример — фотоаппарат Zenit от Красногорского механического завода, ставший настоящим мировым бестселлером. Его экспортировали не только в развивающиеся страны, но и в Германию, Италию, Австрию, Францию, Англию. Мало кто знает, что «Зенит» серии Е — это самая массовая зеркальная камера в мире.


КОМАНДИРСКИЕ ЧАСЫ
С конца 1950-х СССР превратился в одного из крупнейших в мире экспортеров часов и часовых механизмов. В иные годы экспортировалось более 20 миллионов часов и механизмов. Правда, за рубежом наши «Ракеты», «Чайки», «Востоки» продавались под местными наименованиями: Sekonda, Cornavin, Kardinal и другими красивыми иностранными словами. Советские часы ценились за качественную сборку, надежность и недорогую цену.
Культовыми часами и для советского человека, а уж тем более иностранца, считались «Командирские» часы, выпускаемые на чистопольском заводе «Восток» по заказу МО. Они без всякого вреда переносили экстремальные условия, в том числе и под водой, лучше швейцарских и японских аналогов. Так как часы не предназначались для свободной продажи, то на них надпись «Сделано в СССР» была заменена на «Заказ МО СССР».
Недаром в 1991-м для ветеранов операции «Буря в пустыне» американцы выбрали именно «Командирские», закупив их в количестве 40 тысяч.


LADA
Почему название Lada было предложено в качестве экспортного «нейминга» «Жигулей», остается тайной. От советского названия отказались из-за ассоциаций с французским словом «жиголо». О том, что Лада — это славянская версия Венеры, знали только узкие специалисты-фольклористы, и совсем уж не догадывались потенциальные западные автомобилисты.
Скажем, в английской языковой стихии, слово Lada практически идентично слово «lad» (пацан, парень, братан). В середине 1980-х годов в Великобритании, в молодежной неформальной среде, возник феномен так называемой lad-культуры (laddism), из которой, кстати, вышли модные сегодня хипстеры. «Крутость» лэдов заключалась в коллективных походах на футбол (с драками с фанатами других команд), культе секса и пива, дэнсинге в клубах и особом стиле в одежде. К концу 1980-ых laddism стал самым массовым культом у британской молодежи, а Lada достигла пика продаж в Великобритании. Популярность советской марки была такой, что создавались клубы фанатов Lada Samara и Lada Niva, а последняя даже «взяла на вооружение» британская полиция.


NIVA
Этот советский «автомобиль для села», хронически утопавшего в бездорожье, начал серийно производиться в 1977 году и внезапно стал первым в мире внедорожником малого класса. Проходимость «Нивы» была легендарна: машина забралась в Гималаях на рекордную высоту в 5726 м над уровнем моря, побывала на Северном полюсе, работала 12 лет в Антарктиде, не раз занимала призовые места в международных гонках, в том числе в знаменитом ралли Париж — Дакар.
Внедорожник с постоянным полным приводом и большим количеством новаторских решений мирового уровня пользовался хорошим спросом за рубежом.


«Нива» экспортировалась в более чем 100 стран на всех континентах — от Исландии до Австралии и от Чили до Японии. В результате 80% собранных «Нив» уходило на экспорт, а оставшиеся 20% были в СССР огромным дефицитом. По комфортабельности советскую экспортную «Ниву» сравнивали с люксовыми западными внедорожниками Range Rover и Mercedes-Benz Geländewagen. В западных странах желающим приобрести легендарную «Ниву» приходилось записываться в очередь (и, что самое удивительное, записывались!).


KAMAZ
В строительстве и оснащении Камского автозавода, ставшего последней всесоюзной ударной комсомольской стройкой, помимо 2000 советских предприятий участвовало более 700 европейских, американских, канадских и японских компаний. Для привлечения этих западных компаний СССР использовал кредиты, полученные у основного противника в холодной войне — США. А базовой моделью для будущих «КамАЗов» выбрали американский грузовик International.


Модель нового советского грузовика оказалась настолько удачной, что сразу же стала предметом экспорта в страны по всему миру: в год продавалось несколько десятков тысяч машин. Это неудивительно: «КамАЗ» также проектировался как военный грузовик. А на оборонку в СССР работали лучшие умы, и продукция делалась на совесть — контроль со стороны военных был серьезный. Показательно, что первыми, кто получил «КамАЗы», была Группа советских войск в Германии (ГСВГ).
О качестве грузовика говорит тот факт, что команда «КамАЗа» 13 раз побеждала в престижном ралли «Дакар».


По материалам: russian7.ru, maximonline.ru, drive2.ru

Recent Posts from This Journal

Buy for 1 000 tokens
Buy promo for minimal price.
Очень удивилась когда увидела во французском фильме Корсиканец главная героиня, собственно говоря, по Корсике ездила на Ниве))

У родителей моего мужа тоже была нива на корсике ))) она там довольно популярна была в свое время, так как многие дороги были непроходимы для обычных машин.

Сейчас еще мотоцикл Урал с коляской западный рынок завоевывает
Не рынок, а некоторую нишу любителей реплик БМВ
Популярность АК-47 и КАМАЗа, я думаю легко объяснить тем, что мы их своим африканским, латиноамериканским и азиатским друзьям просто дарили в неограниченном количестве или продавали в долг, который потом списывали... Сколько сейчас продается КАМАЗов и автоматов, продается за реальные деньги, а не в долг?
А "Нива", действительно, уникальная машина - 40 лет выпускаем и все никак не можем довести до совершенства ;-))

Edited at 2017-07-10 10:28 am (UTC)
вы забыли упомянуть автоматические эректоры на гамма-мезонах.Ведь совсем ,блин,не выпускаем!
На немецком ebay популярны следующие гаджеты:
- умывальник (с палочкой который)
- самовар для твёрдого топлива
- подстаканник
насчет того что "покорили" - всё-таки перебор
@О качестве грузовика говорит тот факт, что команда «КамАЗа» 13 раз побеждала в престижном ралли «Дакар».@
Расскажите о этом факте простым водилам. Они, дураки, и не в курсе, что специально разработанный, подготовленный и построенный автомобиль - то же самое, что и серийный татарин.
Тоже резануло. Если "Ниву" ещё поставляли в капстраны, то КамАЗы там и даром никто брать не хотел.
"Зенитом" хорошо гвозди забивать, если чё...а его обьективом можно выжигать по дереву, в солнечную погоду
Неправда ваша!))) Хорошая машинка была. Стоила дорого, но она того стоила)))
цветные телевизоры тоже были вроде неплохи
На фото Зенит с японским объективом. У меня брат знакомого, служивший в Чехословакии, приезжал в отпуск и закупался здесь "Зенитами" - говорил, что в ЧССР они очень популярны.
а как же балалайка, матрешка, горби?
и жигули и ниву сплагиатили (а по народному содрали) с Фиата124 и Фиата127 соответственно
Про фотоаппарат "Зенит" - это конечно легенда, но феномен его популярности у зарубежных покупателей объяснялся отнюдь не замечательным качеством, или выдающимися характеристиками, а чрезвычайно низкой ценой. В то время, когда Никон или Кэнон обходился в комплекте со штатным объективом в $500-700, Зенит аналогичной комплектации можно было купить за $100-150. Вот и всё объяснение его легендарных тиражей.
Ну и еще наверное тем, что у Кенона/Никона раз в 5 лет новая модель выходила. А Зенит и так хорош был, зачем обновлять?
Насчет "Зенита" не так все просто. Красногорский сложно было купить. В основном, в продаже был Кишиневского завода. Это называлось "привет от аиста". После покупки приходилось делать капремонт.
и по набору выдержек он не шел ни в какое сравнение с западными аналогами...
очень натянуто. юралз ну совсем не бренд а название вида сырья.

Сатана бренд? Кто это покупает?

камаз и лада - втопку. Это не бренд а названия малоизвестных фирм - производителей авто из третьей страны

зенит мировой бренд? я вас уполяю. Она самая массовая камера в мире потому что в СССР только ее в основном производили и там же и потребляли. Это как у пугачевой было 200 млн дисков выпущено. как ни у одного битлеза. Она мировой бренд? Король мировой эстрады?

Нива.. могла бы. Но так и не вышла на японский рынок потому чтов плановой экономике не нашлось ресурсов переделать ее быстро на левый руль а там японы быстро сами намастрячили похожего и получше.

вот и остается водка, икра (и то иранская тоже икра) да АК/АКМ... проще Калашников.

Часы Восток... ну не знаю. До сейки какой далековато. Вот то был бренд.
В СССР ,малолетка необученная,выпускались не только Зениты,но и СМЕНА с просветленной оптикой,которая шла наулет за бугром,ФЭД,КИЕВ(зеркалка автомат).
А насчет иранской икры - за бугром четко различали иранскую дешевку и советскую.Ты хоть знаешь,сколько видов икры осетровых существует?Сколько сортов?
И так во всем.Сраная Сейка и в подметки не годилась Лучу и Командирским.А уж про бабские-Первого часового и Петрозаводска ты,дитя перестройки,наверно и не слышал.
Наверно настоящую Столичную и настоящую "микояновскую" колбасу только на картинке видел?
Мой перечнь брендов от СССР
Ну Водка. Просто Водка.

Шлюхи. Потому что дешевые. но приезжие покупали, и да и других-то тут не было, тока местные.

Калашников - потому что дешево и сердито. И давали их часто нахаляву и много.

Эээээ.... Ы....

Ну в принципе какую-то конкуренцию могли составить трактора Беларусь и БелАЗы... но опять же... но все же их доля была более камазов да жигулей на рынке.
Еще экспортировали часы и холодильники, но брендами эта продукция не стала. над брендом работать нужно.

Фуфайки (ватники) еще забыли добавить
Вранье! У нас их называли телогрейки. Телага.

Edited at 2017-07-10 02:47 pm (UTC)
что значит "покорили"?
что-то шло как прикол, что-то из-за низкой цены, а вообще это больше грустно, чем победно звучит
та же "Лада" например, её и машиной-то в сравнении с западными трудно было назвать,
или водка .... можно подумать на Западе был дефицит алкогольных напитков.
или часы ... это просто экзотика

Вот если брать любую западную страну, то можно насчитать массу действительно качественных всемирно известных товаров ....
Ну вот тут вы перегибаете. Все-таки лада - это фиат 124 который был в каком-то там году автомобилем года... но это было в каком-то там году ( в 1965) и автопром западный давно ушел вперед а у нас все лада да лада и начали его производить только в 1970 и для нас это было западным откровением приспособленным под наш плохой бензин и дороги
А мы, помню, в начале 80-х смотрели советский прибалтийский фильм "Мираж" по роману Чейза "Весь мир в кармане" и смеялись - американскую инкассаторскую машину там "играла" наша "Нива".
Я когда служил на границе, нам привезли фильм про пограничников. Вот мы там лежали! )))
из истории группы Depeche Mode:

самая первая машина у Мартина Л. Гора была ВАЗ 2102.

Она настолько часто ломалась, что Мартин её продал и зарекся никогда в жизне не покупать дешевых машин.
Слоганом советских брендов могло бы стать - дешево и сердито. Демпинг наше все.

А вот обвал нефтяных цен 1986 года был вызван не кознями проклятых империалистов, а перепроизводством углеводородицы в предшествующий период, которое в свою очередь было вызвано резким ростом цен на нее после нефтяного эмбарго 1973 года и революции в Иране. До 1973 года весь 20 век цены на нефть танцевали вокруг 20 баксов, причем сильно поколебать их не смогли даже мировые войны, да. Брежневский СССР прокатился на нефтяном пузыре точно также, как и Путинская РФ, причем выводов никаких сделано не было и диверсификация не проводилась ни в первом ни во втором случае, дуровые деньги в прошлый раз были потрачены на кучи танчиков и самолетиков, благополучно заржавевших впоследствии, а в этот вообще разворованы. Ну а все вот эти "популярные" бренды вместе взятые по сумме, которую за них выручили не достигают и процента от валюты полученой за нефть-матушку...
О чем вы?! В 1920 году цена на нефть была зафиксирована в 3 доллара за баррель и ни разу не менялась до нефтяного кризиса 1973 года, когда арабы поставили мир раком. Не было до этого никакого нефтяного рынка, 3 доллара и все, ни торга, ни колебаний цены. И в один день произошел скачек с всем привычных 3 долларов до 12. Арабы наказали Запад за поддержку Израиля, уничтожив привычный всем стабильный мир стабильной и дешевой нефти.
И появился новый мир, в котором мы все до сих пор живем.
у автора приступ любви к родинеМатери
Балалайка, водка и икра -- вот весь бренд.

Ниву продавали по 1000 штук в год. Охуенный бизнес!!!!!
Re: у автора приступ любви к родинеМатери
"За три с лишним десятилетия из 1,8 миллиона произведённых «Нив» на экспорт в более чем 100 стран мира было отправлено свыше 500 тысяч штук. " из твоей любимой Педивикии. Это около 15 тысяч в год получается.
> надпись «Сделано в СССР» была заменена на «Заказ МО СССР»
а при этом на картинке написано именно «Сделано в СССР»

блогиры такие блогиры
Это скорее элемент случая, т.к. стал популярен именно за счёт того что снимал отвратительно ;)
У моего деда был фотоаппарат Зенит, в кожаном футляре даже
Про зениты - никогда они не превосходили качеством японские и немецкие модели, мир захватили пожалуй что своей дешевизной.

Даже у красногорских качество очень плавало. Были относительно удачые экземпляры, а были сразу в состоянии "только на свалку".

Была возможность сравнить, никогда не поменяю Contax или Minolta например на любой из зенитов

Хотя в целом по соотношению "цена/качество" для того времени зениты были вполне на уровне для массового потребителя (но профи даже в СССР старались обзавестись лейкой или никоном)

зенит полуавтомат для любителя был вполне приобретением. на фоне всяких смен и фэдов - как запорожец и мерседес. для профи не знаю. когда мне первый раз довелось ознакомится с изделием после прочего говна, мне казалось что зенит это что то совершенно другое по уровню и совершенное и по качеству и вообще, какой-то совершенно другой уровень бытия.

Edited at 2017-07-10 03:34 pm (UTC)
Про Зенит не скажу, а вот Ломо-Компакт был весма удачным