sa@bigpicture.ru (aquatek_filips) wrote,
sa@bigpicture.ru
aquatek_filips

10 советских брендов, которые покорили Запад

Советские граждане называли это «торговой маркой», а там, за железным занавесом, использовали термин «бренд». Но какое бы слово не употребляли, на свойствах товара оно не сказывалось. И пока на этой стороне восторгались Pepsi и Levis, на той отдавали должное качеству made in USSR. Конечно, не всему подряд, но кое-что даже стало культовым.



ВОДКА STOLICHNAYA
«Stoli» — так ласково называют водку «Столичная» в англо-саксонском мире. Познакомились жители Дикого Запада с русской водкой в самый разгар холодной войны. В 1954 году на одной из престижных алкогольных выставок после проведенной в «слепую» дегустации нескольких марок водки из разных государств эксперты почти единодушно выбрали эталоном образец, который оказался «Столичной» водкой. Причем по оценкам Stoli значительно обошла являвшуюся на протяжении многих лет эталоном «эмигрантскую» водку Smirnoff.
Затем были золотые медали сразу на двух международных выставках, и начало экспорта в США. Однако подлинная страсть между Stoli и западным потребителем возникла в буйные 1970-е. Stolichnaya провела тогда очень убедительную рекламную кампанию со слоганом Only vodka from Russia is genuine Russian vodka! («Только водка из России — настоящая русская водка!»).


ЧЕРНАЯ ИКРА
В любую заграничную командировку советский служащий неизменно брал с собой две вещи — водку и черную икру! С помощью двух этих русских специалитетов можно было получить преимущество на деловых переговорах, соблазнить самых недоступных дам, завербовать даже самого непроходимого антикоммуниста.
Эффективность этого гастрономического тандема носила какой-то мистический характер. Для многих западных граждан в этом гастрономического тандеме был заключен вкус СССР, воплощение советского шика.


АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА (АК)
Пожалуй, самый узнаваемый товар с маркировкой Made in USSR. Даже американские специалисты признавали более высокую боевую эффективность «Калашникова» в сравнении с аналогами, сделанными в странах НАТО. В 1960-1970-ых годах АК стал настоящим культом в так называемых странах третьего мира, ведущих вооруженную борьбу за независимость. Именно тогда в обиходе появился термин Kalashnikovization. А еще автомат Калашникова знаменит тем, что был включен в герб Мозамбика.


URALS
Марка советской (сегодня – российской) нефти. Один из главных «кормильцев» страны в 1970-1980-е годы: так, только в благополучном 1978 году экспорт нефти дал в конвертируемой валюте $5,5 млрд. из всего торгового экспорта СССР в $13,2 млрд. Большинство жителей СССР даже не подозревало, что у советской нефти есть свое имя. Зато об этом знали все мировые трейдеры и американские политики, которые сделали все, чтобы опустить цены на нефть.
Дело в том, что в отличие от арабской и норвежской нефти сорта Brent, себестоимость добычи советской нефти была достаточно высока — примерно $5, поэтому рентабельность продаж Urals составляла не менее $10. В 1986 году, путем манипуляций на рынке, нефть упала ниже этой цифры, и СССР оказался в «штопоре»...


САТАНА (SS-18 SATAN)
Если Urals раздражал американское правительство, то другой советский бренд — SS-18 Satan — вызывал у них ужас. Вообще «Сатаной» советский стратегический ракетный комплекс назвали сами американцы. Наши конструкторы ей присвоили обычную военную маркировку — Р-36М. На момент первого испытания в 1973 году эта ракета стала самой мощной баллистической системой, которая когда-либо была разработана. Ни одна система ПРО не была способна противостоять SS-18, радиус поражения которой составлял аж 10 000 км. После создания Р-36М, Советский Союз мог не бояться «гонки вооружений». Но это еще не все, в 1980-е «Сатану» модифицировали, и в 1988 году на вооружение Советской армии поступила новая версия SS-18 — Р-36М2 «Воевода», против которой ничего не могут сделать и современные американские ПРО.


ZENIT
Бытует мнение, что советские гаджеты значительно проигрывали в качестве аналогичным западным. Это не так. Ярчайший пример — фотоаппарат Zenit от Красногорского механического завода, ставший настоящим мировым бестселлером. Его экспортировали не только в развивающиеся страны, но и в Германию, Италию, Австрию, Францию, Англию. Мало кто знает, что «Зенит» серии Е — это самая массовая зеркальная камера в мире.


КОМАНДИРСКИЕ ЧАСЫ
С конца 1950-х СССР превратился в одного из крупнейших в мире экспортеров часов и часовых механизмов. В иные годы экспортировалось более 20 миллионов часов и механизмов. Правда, за рубежом наши «Ракеты», «Чайки», «Востоки» продавались под местными наименованиями: Sekonda, Cornavin, Kardinal и другими красивыми иностранными словами. Советские часы ценились за качественную сборку, надежность и недорогую цену.
Культовыми часами и для советского человека, а уж тем более иностранца, считались «Командирские» часы, выпускаемые на чистопольском заводе «Восток» по заказу МО. Они без всякого вреда переносили экстремальные условия, в том числе и под водой, лучше швейцарских и японских аналогов. Так как часы не предназначались для свободной продажи, то на них надпись «Сделано в СССР» была заменена на «Заказ МО СССР».
Недаром в 1991-м для ветеранов операции «Буря в пустыне» американцы выбрали именно «Командирские», закупив их в количестве 40 тысяч.


LADA
Почему название Lada было предложено в качестве экспортного «нейминга» «Жигулей», остается тайной. От советского названия отказались из-за ассоциаций с французским словом «жиголо». О том, что Лада — это славянская версия Венеры, знали только узкие специалисты-фольклористы, и совсем уж не догадывались потенциальные западные автомобилисты.
Скажем, в английской языковой стихии, слово Lada практически идентично слово «lad» (пацан, парень, братан). В середине 1980-х годов в Великобритании, в молодежной неформальной среде, возник феномен так называемой lad-культуры (laddism), из которой, кстати, вышли модные сегодня хипстеры. «Крутость» лэдов заключалась в коллективных походах на футбол (с драками с фанатами других команд), культе секса и пива, дэнсинге в клубах и особом стиле в одежде. К концу 1980-ых laddism стал самым массовым культом у британской молодежи, а Lada достигла пика продаж в Великобритании. Популярность советской марки была такой, что создавались клубы фанатов Lada Samara и Lada Niva, а последняя даже «взяла на вооружение» британская полиция.


NIVA
Этот советский «автомобиль для села», хронически утопавшего в бездорожье, начал серийно производиться в 1977 году и внезапно стал первым в мире внедорожником малого класса. Проходимость «Нивы» была легендарна: машина забралась в Гималаях на рекордную высоту в 5726 м над уровнем моря, побывала на Северном полюсе, работала 12 лет в Антарктиде, не раз занимала призовые места в международных гонках, в том числе в знаменитом ралли Париж — Дакар.
Внедорожник с постоянным полным приводом и большим количеством новаторских решений мирового уровня пользовался хорошим спросом за рубежом.


«Нива» экспортировалась в более чем 100 стран на всех континентах — от Исландии до Австралии и от Чили до Японии. В результате 80% собранных «Нив» уходило на экспорт, а оставшиеся 20% были в СССР огромным дефицитом. По комфортабельности советскую экспортную «Ниву» сравнивали с люксовыми западными внедорожниками Range Rover и Mercedes-Benz Geländewagen. В западных странах желающим приобрести легендарную «Ниву» приходилось записываться в очередь (и, что самое удивительное, записывались!).


KAMAZ
В строительстве и оснащении Камского автозавода, ставшего последней всесоюзной ударной комсомольской стройкой, помимо 2000 советских предприятий участвовало более 700 европейских, американских, канадских и японских компаний. Для привлечения этих западных компаний СССР использовал кредиты, полученные у основного противника в холодной войне — США. А базовой моделью для будущих «КамАЗов» выбрали американский грузовик International.


Модель нового советского грузовика оказалась настолько удачной, что сразу же стала предметом экспорта в страны по всему миру: в год продавалось несколько десятков тысяч машин. Это неудивительно: «КамАЗ» также проектировался как военный грузовик. А на оборонку в СССР работали лучшие умы, и продукция делалась на совесть — контроль со стороны военных был серьезный. Показательно, что первыми, кто получил «КамАЗы», была Группа советских войск в Германии (ГСВГ).
О качестве грузовика говорит тот факт, что команда «КамАЗа» 13 раз побеждала в престижном ралли «Дакар».


По материалам: russian7.ru, maximonline.ru, drive2.ru
Tags: советские раритеты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Верхний. Для всех читателей

    Мой блог о странах, путешествиях и вне политики. О каждой стране, в которой побывал, я рассказываю подробно, последовательно, освещая все необходимые…

  • Как делают вертолеты Airbus

    На прошлой неделе я снова побывал по Франции на заводе Airbus, только на этот раз смотрел как собирают не самолеты, а вертолеты. Кто не знает, Airbus…

  • Новый вид терроризма. Через Wi-Fi

    Помните доставшие всех эвакуации ТЦ, вокзалов и аэропортов из-за эпидемии телефонного терроризма? Похоже, ему на смену может прийти очередной способ,…

  • Олимпиада для летчиков

    Пока не понятно, что будет с Олимпиадой для наших спортсменов, в Москве прошла другая олимпиада. Олимпиада для летчиков "Лучший в небе".…

  • Как я убивал Тойоту

    Нет, определенно нельзя мне давать ключ от машины с фразой "Машину можно не жалеть". Как не жалеть? Серьезно? А если...? А, она…

  • Небывалое! Аэрофлот выплачивает денежную компенсацию за задержанные рейсы

    Удивительно, но факт! Впервые на моей памяти отечественная авиакомпания по своей инициативе приняла решение выплатить денежную компенсацию за…

Buy for 1 000 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 156 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →