Самый необычный общественный транспорт в Севастополе

Оказывается, о нем знают далеко не все, включая не раз бывавших в Севастополе.
Понятно, передвигаются иными способами и даже не слышали, что по Севастопольской бухте можно прокатиться не только на недешевом экскурсионном катере, но и на самом обычном пассажирском рейсовом катере, по одному из нескольких маршрутов.
Всего 20 рублей и очень необычный экспириенс на, без преувеличения, винтажном катере, выпущенном еще в далеком СССР...

Кстати, незнающие нередко считают эти рейсовые катера как раз прогулочными, на которые завлекают туристов назойливые зазывалы на набережной.

Пассажирские катера в Севастополе


2. Особенность города Севастополь в том, что он расположен вокруг довольно протяженной Севастопольской бухты, на много километров врезающейся в береговую линию. И чтобы добраться с южной (более заселенной) стороны на северную, нужно либо около 40 км объезжать вокруг, либо переправиться через водную гладь. Это и обусловило появление пассажирских катеров, работающих как обычный автобус или маршрутка в любом другом городе.

История пассажирских морских перевозок в Севастополе началась еще осенью 1897 г. с открытием регулярной линии Артбухта-Северная, чуть позже ялики стали курсировать еще по одной линии - Графская-Северная. В 20-е годы XX века вплоть до самой войны в 1941-м севастопольцев с берега на берег перевозили катера и действующим линиям добавился рейс - Графская-Инкерман.
После оккупации ни одного пригодного для перевозок судна не осталось, поэтому для перевозок между районами города снова использовались весельные ялики. За один рубль (в ценах того времени) можно было переправиться с Северной стороны на Графскую пристань или Павловский мыс. Позднее для этой цели были приспособлены десантные мотоботы, которые использовались в Керченской десантной операции. В 1950-е на Севморзаводе, чуть позже в Херсоне и Архангельске начали строить сначала паромы, а затем катера для городских перевозок Севастополя. Послевоенные морские пассажирские линии: Артбухта-Северная (1950-1955 г.), Графская - Голландия (с 1966 г.) и Артбухта-Радиогорка (с 1988 г.)
Пассажирские катера в Севастополе

3. Артбухта, Графская пристань, Радиогорка, Голландия, Аполлоновка, Северная - вот те места, откуда и куда отправляются пассажирские катера. Летом количество маршрутов увеличивается и катера ходят в Балаклаву, Любимовку, на мыс Фиолент и пляж Васили.
Стандартная стоимость билетов на первую группу, "по городу" - 20 рублей. На пляжные маршруты стоимость выше и меняется от сезона к сезону. Платишь на входе и располагаешься, где нравится: хоть в закрытом салоне, хоть на открытой корме.
Пассажирские катера в Севастополе

4. Так как все катера построены еще в советские годы, интерьер салона довольно прост и аскетичен.
Но в этом даже есть какой-то шарм... Где еще встретить в наше время такое?
Пассажирские катера в Севастополе

5. Но все же это не 80-е годы, а сегодняшняя реальность, даже вайфай есть на борту!
Пассажирские катера в Севастополе

6. А где еще можно увидеть такую потрясающую схему эвакуации?!
Интересно, какой процент людей в случае происшествия смотрит все эти вечно обязательные схемы эвакуации? Подозреваю, что это одна из самых больших профанаций в мире. Или я ошибаюсь?
Пассажирские катера в Севастополе

7. Но самое шикарное, что есть на этом пассажирском катере, - виды в пути.
Не стоит сидеть в салоне, выйдите на открытую палубу и наслаждайтесь морем. И всего-то за 20 рублей! Только ради этого можно иногда взять и прокатиться туда-обратно, если есть время)
Пассажирские катера в Севастополе

8. Вид с катера на Памятник затопленным кораблям
Пассажирские катера в Севастополе

9. Множество севастопольцев ежедневно курсирует с одного берега бухты на другой на работу, в магазины, по различным делам.
Но когда на море шторм, рейд закрывают и катера перестают ходить. Причем, иногда внезапно. Уехал ты утром на работу, а после обеда навигация остановлена. Вот тогда возникает настоящая проблема и люди подолгу возвращаются домой в объезд бухты наземным транспортом.
Пассажирские катера в Севастополе

10. Когда-то двери главного выхода были настоящими, с латунными ручками и запорами. Недавно почти на всех катерах их заменили пластиковыми стеклопакетами....
Пассажирские катера в Севастополе

11. Посадочный причал на катер на Северной стороне Севастополя.
Из книги Веникеева «Севастопольские маршруты»: «Со времен основания города, когда потребовалась связь с Северной стороной, ялики перевозчиков и грузовые шаланды приставали в нынешней Старо-Северной бухте. Во времена Крымской войны, именно сюда, к башне Михайловского форта, протянулся с противоположного берега понтонный, из деревянных плотов мост. Вечером 27 августа 1855 г. по мосту прошли русские части, оставившие Южную сторону города. Под тяжестью мост погрузился в воду, волны свободно ходили по его настилу. Потом мост развели и сообщение между двумя берегами надолго прервалось. После войны ялики снова приставали к старому причалу той же бухты, которую тогда называли просто Северной. Но в 1900 г. старшина яличников подал в городскую думу рапорт, в котором указывал на плохое состояние причала и снимал с себя и других яличников ответственность за жизнь пассажиров. Причал было велено ремонтировать, а лодки стали приставали в соседней бухточке, где в 1910 г. соорудили новый причал, приспособленный для приема паровых катеров. С тех нор эту бухту стали называть Северной, или Перевозной, а бухту, где находился старый причал, - Старо-Северной».
Пассажирские катера в Севастополе

12. А это катер причаливает около Графской пристани, здесь основная и самая загруженная платформа...
В общем, рекомендую покататься на этом самом необычном виде общественного транспорта в Севастополе.
Пассажирские катера в Севастополе


Recent Posts from This Journal

Buy for 1 000 tokens
Buy promo for minimal price.
сколько миль намотал на таких в девяностых. Тогда они прилично забивались народом. Самым примечательным был проплыв мимо крейсера "Москва", тогда еще представителя чужого государства:-)
Как раз про это и из того времени мой стиш :) Смотрите ниже.
нашли чем удивить?! вон Волгограде до сих пор такой транспорт людей возит на острова, а до того как построили мост через волгу, курсировал от одного берега к другому!!!

Вспоминаю Инкерман. В 2007 я там ногу сломал. Как раз туда на таком катере доплыли за 1,75 грн с человека, а обратно автостопом. Спасибо севастопольцам: довезли до города человека с поломанной ногой, не спросив оплаты.

Во Владивостоке тоже ходит такой катер, как на последнем фото, с черным окрасом бортов, Пассат называется
Они часто названиями ветров назывались.Норд,Зюйд,Ост-в Севастополе ходили
Прошедшим летом в яликах еще не было пластиковых дверей, только олд-скул железные трубы, закрывающиеся на задвижку, только хард-кор))
Но перед днём ВМФ прям удовольствие каждый раз получаешь, проплывая вдоль парадного строя.
спасибо за фото!
Я, когда был маленьким, мы с мамой попали в Крыму на таком катере в шторм (гроза нас в море застала по дороге из Ялты). Наверное, это был буквально вот этот самый катер с фотографии. Капитан развернул его носом к волнам и они (волны) захлёстывали нос и били в окошки. Несколько часов так болтались и не могли подойти к причалу. С тех пор схему эвакуации и как надевать спасжилет помню наизусть.
Мммм...обязательно прокатился бы на таком, обожаю водный транспорт!
20р - бюджетненько
это городской или частный бизнес?
в крыму весь транспорт такой дешевый?
Половина катеров "утекла" к частникам, половина государственные.

Транспорт дешёвый? Если только сравнивать с Москвой и Питером...
гм, мозг подвис: "в катере...", или "на катере..."?

экспириенс на винтажном катере.  пару месяцев как сергей скатился, теперь достигнут новый уровень

Моё стихотворение из 90-х
Трамвай и крейсер.

Маршрутный катер «Город – Инкерман»
Причалится у прижимного пирса,
Набитый звонкой мелочью карман
Я потрясу - а хватит загрузиться?

Подумаю - а стоит ли платить?
Битком набита палуба «Сатурна»
И контролеру просто не пройти,
Чтоб зайца за борт попросить культурно.

Сегодня воскресенье, выходной
И перегрузка полная на рейсе.
Прижавши нос к окну двери входной
За нею изучаю гордый крейсер.

Громада серой стали, роща мачт,
Антенн и тросов сетка-паутина,
А чувство - чуть не в горле плач -
Внушительно солидная картина!

Плетется малым ходом катерок
Бортами зарываясь в гребни волн.
Разглаживает флаги ветерок.
Корабль лихой стремительности полн.

Обидно, но сегодня он стреножен
Кормою к стенке, носом к якорям.
Он спит, но явно сон его тревожен,
Наполненный тоскою по морям.

Морской трамвайчик наш обходит робко
Плавучий остров мощи боевой,
Как жалко, что зовут его «коробка»,
Названье прячет номер бортовой.

А дал бы залп из всех своих орудий,
Иль пуск всесокрушающих ракет!
Увы - момент в державе труден,
И денег на такое просто нет.

На длительном приколе корабли,
Хоть, слава Богу, ходят катера.
У флота на счетах одни нули,
У пассажиров в кошельках дыра...

Все детство ездили в "центр" на катере, поэтому до сих пор не понимаю в чём прелесть "морских прогулок на катере", ведь для меня это - средство передвижения. А вот мужа в крайний приезд в Севастополь покатала на общественном транспорте и он в восторге от морской экскурсии за 20 рублей)