Законченный полет, или Cамолеты, которые больше не летают

Со времен Икара, человек, желая воспарить над землей, проводил эксперименты над созданием летательных аппаратов. Развивалась техническая мысль, усложнялась техника – от пары крыльев до супербыстрых авиалайнеров… Но случалось всякое, иногдае самолеты не взлетали вовсе, а иногда спускались на землю в самом расцвете сил навсегда.
Сегодня о последних. О тех, кто ярко начинал и грустно заканчивал....



Aérospatiale-BAC Concorde и Ту-144
Легендарный британо-французский "Конкорд" и не менее легендарный советский Ту-144 — только два пассажирских самолета, которые летали на сверхзвуковых скоростях. Оба разработаны в середине 1970-х, однако если Ту-144 выполнил чуть более 100 полетов и был снят с рейсов из-за нерентабельности, то Concorde долетал аж до начала нулевых.




Опытный Ту-144, который по кодификации НАТО назывался Charger, впервые поднялся в воздух 31 декабря 1968 года. Во время первого перелета еще предсерийного самолета 20 сентября 1972 года по маршруту Москва – Ташкент крейсерская скорость машины достигала отметки 2500 км/ч. В этот же год на Воронежском авиационном заводе началось серийное производство авиалайнера и продолжалось там до 1977 г. До момента прекращения регулярных пассажирских перевозок в мае 1978 года, экипажи Аэрофлота на Ту-144 выполнили 55 рейсов, перевезя 3284 пассажира. Ту-144 стал первым в СССР пассажирским самолетом, который получил национальный сертификат летной годности на безопасность перевозки пассажиров, остальные самолеты Аэрофлота в то время подобного сертификата не имели. Создание и доводка Ту-144 считается крупнейшей и сложнейшей программой в истории советского самолетостроения. Всего было произведено 17 экземпляров сверхзвуковых авиалайнеров Ту-144. Оборудование пассажирских салонов заказывали в ГДР. В нынешнее время два самолета Ту-144 хранятся в авиамузеях Монино и г. Ульяновск.



Начало истории «Конкорда» датируется 1962 годом, когда произошло слияние двух программ проектирования пассажирского сверхзвукового самолета. Французскую сторону представляла компания Sud Aviation, английскую – компания BAC. Реактивные двигатели для силовой установки самолета создавались совместными усилиями французской фирмы SNECMA и британской Rolls-Royce. За всю историю были выпущены 20 таких моделей, 9 из них проданы во владение авиакомпаний Air France и British Airways, еще 5 машин переданы этим авиакомпаниям по символической цене. Их эксплуатация составила долгих 27 лет, за которые были перевезены регулярными и чартерными рейсами более 3 млн пассажиров.
25 июля 2000 г. произошла катастрофа при вылете самолета «Конкорд» из аэропорта «Шарль де Голль» (Париж). В результате падения самолета погибли 113 человек. Рынок авиаперевозок сверхзвуковыми пассажирскими лайнерами существенно сократился после 11 сентября 2001 года. Эти два события стали причинами, по которым «Конкорды» в 2013 году полностью сняли с эксплуатации.



Douglas DC-2
Считается первым пассажирским самолетом, который действительно доказал, что пассажирские перевозки могут быть не только комфортными, но также безопасными. При этом мог перевозить лишь 12 пассажиров. Созданный в 1934-м он через год уступил место Douglas DC-3 — первому по-настоящему массовому и успешному пассажирскому самолету. Из-за своей массовости (построено более 16 тыс. штук) Douglas DC-3 является и одним из самых опасных в истории авиации — в различных воздушных инцидентах с его участием погибли более 10,7 тыс. человек.



Vought V-173
"Шумовка" с пропеллерными двигателями была создана в ходе Второй мировой войны как экспериментальный аппарат — для доказательства того, что самолеты вертикального взлета и посадки с "круглым крылом" возможны не только теоретически. Послужил прототипом для более большого и тяжелого Vought XF-5U-1, названного Панкейк ("Летающий блин"). Тот, в свою очередь, тоже не пошел в серию, так как война закончилась и ВВС США задумались о реактивной авиации. Но эти самолеты летали и летали успешно — на счету их порядка 200 экспериментальных полетов.



Hughes H-4 Hercules
Это самая большая из всех когда-либо существовавших транспортных лодок — размах крыла в 98 м до сих пор остается непревзойденным в классе самолетов-амфибий. Для сравнения размах крыла Ан-124 «Руслан» - 73,3 м и Ан-225 «Мрия» - 88,4 м. В теории самолет должен был перевозить до 750 солдат в полном снаряжении, взлетать и садиться на воду. Гигантская летающая лодка совершила лишь один полет 2 ноября 1947 года и не пошла в производство за ненадобностью — миллиардер Говард Хьюз разрабатывал его с начала Второй мировой войны, но более или менее закончил только в 1947-м, когда необходимость в нем отпала. В настоящее время «Геркулес» Хьюза —экспонат авиационного музея в Макминнвилле (Орегон), куда его перевезли в 1993 году.



Lockheed M-21 Blackbird
Разведывательный самолет, созданный для ЦРУ в середине 1960-х годов. Параллельно с созданием БПЛА D-21 (от "Daughter" - дочь) в Skunk Works велись работы по созданию его носителя - М-21 (от "Mother", 21 - перевернутое "12"). Lockheed M-21 — до сих пор считается одним из самых быстрых самолетов, когда-либо построенных человеком, — его скорость на высоте в 25,5 км могла достигать 3 Маха (более 3000 км/час). Он предназначался для запуска беспилотных аппаратов непосредственно вблизи границы с вероятным противником (тогда — СССР).



30 июля 1966 в районе о. Мидуэй с М-21 осуществил четвертый запуск D-21А с полным запасом топлива. В результате "ассимметрии" тяги, в момент разделения М-21 на скорости М=3,25 столкнулся с D-21. Неуправляемые M-21 и D-21 рухнули в Тихий океан. Летчик-испытатель Билл Парк и "офицер управления запуском" (LCO) Рэй Торрик успешно катапультировались, но при приземлении в открытом океане Торрик утонул. После катастрофы программу TAG-BOARD свернули, полеты оставшегося М-21 больше не производились. Сейчас он находится в Museum of Flight, Seattle, штат Вашингтон.



McDonnell Douglas DC-10
Ключевой пассажирский и грузовой самолет гражданской авиации США 1970-1980-х годов, дедушка современных коммерческих лайнеров. Несмотря на то, что производство DC-10, начавшееся в 1968 году, остановили еще в 1988 году, FedEx Express до недавнего времени использовал эти машины (начал выводить из парка только в 2010-м). Последний пассажирский рейс DC-10, принадлежавший авиакомпании Biman Bangladesh Airlines, совершил 24 февраля 2014 года из Бирмингема в Дакку. Грузовые варианты DC-10 считаются наиболее удачными, и после ряда модификаций самолет заслужил славу неубиваемого, надежного и выгодного в эксплуатации грузового лайнера. Саму McDonnell Douglas в свое время поглотил Boeing.



Convair Model 118
Если кто-то считает, что летающую автомашину впервые показали в "Фантомасе", то он ошибается — Convair Model 118, двухдверный седан со съемной самолетной частью был построен в количестве двух экземпляров сразу после Второй мировой войны. Размах крыльев 12,3 м. Машина могла находиться в воздухе более часа. Планер устанавливался на автомобиль сверху, а в дорожном режиме возился в прицепе. Производитель надеялся, что эти "самолеты-машины" будут брать напрокат в аэропортах. 15 ноября 1947 года машина впервые поднялась в воздух.



Через три недели из-за отказа системы подачи топлива ConvAirCar разбился, но пилот Робен Снодграсс остался жив. В прессе поднялась шумиха. Инвесторы, предварительно давшие согласие на финансирование проекта, пошли на попятную. В январе 1948 работы по ConvAirCar свернули.



Taylor Aerocar III
Тремя годами позже другой американский производитель решил повторить попытку с «шоссейным самолетом» — гибрид, который мог бы использоваться как семейный автомобиль и самолет (за счет быстро прикрепляемых крыльев, хвостового оперения и винта). Преобразование из воздушного в дорожный вариант выполнялось одним человеком в течение пяти минут. По прибытии на аэродром крылья и хвост отстегивались и буксировались за автомобилем на выдвижных из передней кромки корня крыла колесах. Но аппарат не нашел спроса — для минимальной окупаемости производства компании нужны были 500 заказчиков, предзаказов она сумела получить вдвое меньше. Были построены и испытаны шесть самолетов, которые успели набрать более 200000 миль пробега по земле и более 5000 часов налета, после чего проект закрыли. Кстати, эта штука могла ездить по дорогам со скоростью до 100 км/ч, а летать по воздуху в два раза быстрее.



По материалам: airliners.net, tupolev.ru, airwar.ru, museumofflight.org, airlinergallery.nl, flightjournal.com, topwar.ru, delfi.lv

Recent Posts from This Journal

Buy for 1 000 tokens
Buy promo for minimal price.
Копи-паста всякой хрени из интернета такая копипаста...

> Ту-144 выполнил чуть более 100 полетов и был снят с рейсов
> До момента прекращения регулярных пассажирских перевозок в мае 1978 года, экипажи Аэрофлота на Ту-144 выполнили 55 рейсов

Так 55 или 100? Насколько нормально самого себя опровергать буквально через запятую?

> Всего было произведено 17 экземпляров сверхзвуковых авиалайнеров Ту-144

17 самолетов. 6 лет полетов. Всего 55 (или 100) рейсов?
Т.е. данный самолет летал примерно 1 раз в 2-3 года? Странная цифра.



Edited at 2017-04-15 05:33 am (UTC)
в Аэрофлоте 55 рейсов из 102 были с пассажирами в течении 7 месяцев, остальные без.


Edited at 2017-04-15 08:48 am (UTC)
Угу. Насколько смог найти, всего было 2556 вылетов ("К моменту отказа от эксплуатации было построено 16 самолётов Ту-144, которые совершили в общей сложности 2556 вылетов и налетали 4110 часов") из которых 102 сделаны Аэрофлотом, из которых 55 пассажирские.
Ту-144 ( примерные данные)
- СССР-77101 - 338 ч, 231 циклов
- СССР-77102 - нет данных
- СССР-77103 - 313 ч, 250 циклов
- СССР-77106 - 4582 ч, 320 циклов
- СССР-77144 - 497 ч, 271 циклов
- СССР-77108 - 68 ч, 50 циклов
- СССР-77107 - 357 ч, 180 циклов
- СССР-77109 - нет данных
- СССР-77110 - 314 ч, 212 циклов
- СССР-77112 - 1978. 9ч, 6 циклов
- СССР-77112 -
1980.01.01 131 ч, 54 циклов
1981.01.01 131 ч, 54 циклов
1982.01.01 199 ч, 81 циклов
-СССР-77113 -
1980.01.01 35 ч, 14 циклов
1981.01.01 76 ч, 42 циклов
1982.01.01 223 ч, 103 циклов
- RA-77114 - 432 ч
- СССР-77115 - 39 ч, 54 циклов



Edited at 2017-04-16 09:34 am (UTC)
Смешались в кучу, кони... люди... (с)

Про опасность DC-3 вообще душераздирающее гонево. Опасность лайнера определяется отношением числа погибших пассажиров к числу перевезённых. Если учесть, что DC-3 начал эксплуатироваться в 1935-м и продолжает до сих пор (кстати, что он вообще делает в этом списке?), то количество перевезённых им пассажиров исчисляется миллионами. Процент погибших смешной.
По данным: http://aviation-safety.net/database/type/type-stat.php?type=210 даже в случаях со смертельным исходом выживаемость пассажиров 19,2%. Например, у А321 она нулевая (0%).

Низачот в общем.
Дык он и М-21 зачем-то "Блэкбёрдом" обозвал :) Келли Джонсон смотрит с осуждением.
Re: В этом вопросе можно поворочать дышлом:
Нууу авторы на этом сайте и "Архангела" A-12 называют "Blackbird". Всё-таки "Blackbird" это хоть и неофициальное, но прозвище совершенно конкретной машины.
Re: В этом вопросе можно поворочать дышлом:
Во-первых, для чела, который не интересуется историей авиации, это мало важно.
Во-вторых, ксерокс, джип, дредноут, и т.п.
Очень интересная история, особенно для тех, кто больше не читает :)
Для полноты картины, перед двухмоторным "Дугласом" DC-2, созданным американцем Дональдом Дугласом в 1934 году, надо бы упомянуть первый в мире четырёхмоторный пассажирский самолёт «Илья Муромец», созданный в 1913 году выпускником Киевского политехнического института Игорем Сикорским в 1913 году. Самолёт мог перевозить 16 пассажиров и совершать дальние беспосадочные перелёты Петербург-Киев и Москва-Баку. В бизнес-варианте самолёт имел комнаты, туалет, отопление и электрическое освещение. В 1914-1917 гг на заводе Руссо-Балт (Рига-Петербург) было построено 76 машин, которых использовались в боевых действиях на фронтах Первой мировой войны. После окончания гражданской войны в 1921-22 гг 6 машин использовались для почтово-пассажирских перевозок по маршруту Москва-Тула-Харьков-Орел. В 1923 году их эксплуатация закончилась.

Edited at 2017-04-17 01:57 pm (UTC)